Грустное лето-2014 продолжится и зимой?

Турбизнес. Грустное лето стало осенью

Прошедшее лето стало рекордным по числу разорившихся крупных туроператоров, его даже назвали "грустное лето 2014-го". Да и сейчас в предынфарктном состоянии более десятка компаний, под ударом десятки тысяч россиян. Вчера СМИ сообщили о возможной покупке Tez Tour компанией "Библио Глобус". В народе зреют тревожные настроения: что происходит с туриндустрией?

Надо заметить, что сообщение о покупке "Библио Глобусом" одного из самых крупных туристических агентств в России - Tez Tour, было опровергнуто во второй половине дня.  Но это тот самый случай, который полностью соответствует фольклорным мудростям типа "дыма без огня не бывает". И хотя сама сделка де-юре еще не совершена (да и свершится ли вообще?), то де-факто она уже влияет на настроения в туристическом сообществе. Как написал накануне "Коммерсант", до финальной стадии сделки "...далеко из-за высокой оценки бизнеса Tez Tour его собственниками", то есть все-таки им, скорее всего, не хочется как-то прогадать.

В компании Tez Tour стремительно опровергли информацию о переговорах с туроператором "Библио Глобус" по поводу продажи бренда. Между тем, руководство "Библио Глобуса" действительно вело соответствующие переговоры, хотя и более месяца назад - об этом тогда активно писали не только на официальных и корпоративных сайтах, но и в прессе, и на интернет-форумах. А вообще-то, как считают некоторые экономисты, такая сделка привела бы к образованию крупнейшего российского туроператора с совокупной выручкой 90 миллиардов рублей!

Ведь, по оценкам Forbes, выручка только  туроператора Tez Tour в 2013 году составила 30 миллиардов рублей (хотя сама компания финансовые показатели не раскрывает - но эти цифры, приведенные в прессе, не опровергает и не подтверждает). И по оценкам того же Forbes, выручка компании "Библио Глобус" в 2013 году составила 62 миллиарда рублей. Даже чисто арифметически сложите вышеприведенные цифры, отбросьте возможные потери - и получите искомые 90.  Кстати, если верить опять же прессе, то на Tez Tour, так сказать, текли слюнки даже у структур украинского олигарха-губернатора-карателедержателя Игоря Коломойского.

Читайте также: Как спасти отпуск от туроператоров

"Еще примерно в августе некий турецкий портал "Туризм Сабах" написал, что руководитель турецкой компании "Тайм Сервисез" (это принимающая компания "Библио Глобуса") ведет разговоры о покупке туроператора Tez Tour, - напомнил главный редактор туристического портала "Турдом.ру" Дмитрий Даниленко, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. - Практически сразу это было опровергнуто непосредственно в турецких СМИ, и, как выяснилось, переговоры там идут, но на уровне лишь турецких компаний, то есть турки, по сути, хотят купить турков. К российским туроператорам это не имеет никакого отношения, и еще в августе это было заявлено руководителями этих компаний".

То, что вызвало такой резонанс разорение некоторых туристических компаний, может быть связано с несовершенством системы защиты потребителей, считает эксперт. Об этом говорили еще тогда, когда соответствующие изменения в законодательстве принимались. Последний раз с большим шумом это обсуждалось два года назад. Уже тогда говорили, что не исключены скандалы, и сейчас,  как только изменились условия на рынке, некоторые фирмы были вынуждены с него уйти, и это действительно привело к ряду скандалов.

Сейчас на рынке идет процесс оптимизации, то есть руководители компаний (как туроператорских, так и турагентских), которые адекватно оценивают обстановку, сокращают предложение и понимают, что сократился спрос, говорит редактор портала "Турдом.ру". Параллельно идет процесс доработки законодательства, обсуждаются разные варианты ужесточения условий работы на рынке. Где-то к 1 ноября обещали, что будет уже готов окончательный законопроект и он будет внесен в Государственную Думу.

Повторение ситуации, безусловно, вполне возможно. Если сокращается спрос, то сокращается и предложение, то есть все взаимосвязано. Это лето получилось  действительно грустным, потому что сократился спрос на услуги компаний, которые занимаются выездным туризмом, причем сократился по целому ряду причин. Ключевая - снижение курса российской валюты. То есть произошло удорожание поездок, сократился спрос. Кроме того, был еще ряд негативных факторов политических.

"Некоторые люди, вообще, боялись выезжать заграницу. Если рынок выездного туризма несколько предыдущих лет рос, и это позволяло сохранять работу компаний, которые развивались без достаточного запаса прочности, то есть не имели каких-то ресурсов, то сейчас спрос сократился и одновременно ужесточились условия появления этих ресурсов - в первую очередь, кредитных. То есть, банки сейчас не продлевают овердрафты на кредиты, соответственно, у компаний сократилась возможность для маневра, особенно у туроператорских. Страховщики тоже сейчас с большим подозрением относятся, ужесточили условия работы. Поэтому на рынке, увы, произошло то, что произошло!" - добавил в заключение Дмитрий Даниленко.

Читайте также: На черноморском берегу туристический бум

А вот председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергей Шпилько по поводу возможной покупки Tez Tour от комментариев деликатно отказался, сославшись на то, что это дело двух субъектов хозяйственной деятельности.  Но вот по поводу общего кризиса в туриндустрии он комментарий дал квалифицированный, достаточно развернутый и очень четкий и понятный.

Что касается кризиса на рынке выездного туризма, то, по мнению Сергея Шпилько, этот кризис стал результатом многолетнего демпинга и недостаточно эффективного регулирования складывающихся на рынке отношений как в цепочке "туроператор - агент - клиент", так и между туроператорами и авиакомпаниями. В итоге в условиях снижения спроса по экономическим и внешнеполитическим причинам произошло серийное банкротство туроператоров, причем не в порядке установленных законом процедур, а по факту прекращения ими исполнения своих обязательств перед партнерами и клиентами.

Сейчас предложение резко сократилось, его соотношение со спросом приобретает все более сбалансированный характер. Одновременно готовятся поправки в действующее законодательство, призванные обеспечить большую финансовую устойчивость туроператоров и соответственно улучшить защиту прав туристов как потребителей. Так что серийное "банкротство" более полутора десятка туроператоров на российском туристском рынке - явление беспрецедентное, но по сравнению с регулярным банкротством банков, на межотраслевом фоне сравнительно рутинное.

Тем более что во время кризисов крупнейшим банкам помогает государство, а около 40 тысяч туристов из-за рубежа вывезла "Турпомощь" за счет средств, поступающих в виде членских взносов от всего туроператорского сообщества. В любом случае, туроператорский рынок структурируется и перераспределяется в пользу более эффективных игроков, добавил Сергей Шпилько...

Читайте также:  Майдан спутал планы россиян на отпуска

В общем, предварительные выводы по этой теме таковы (поскольку с окончательными выводами в наше время вообще ни в одной отрасли спешить нельзя). "Грустное лето-2014", то есть перманентный кризис в туристической отрасли России, все-таки продолжается. И пока никто точно не скажет, когда он наконец-то финиширует. А тут еще и календарная зима на носу, то есть еще большее падение спроса на туризм, вполне объяснимое непреклонным сезонным фактором...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить