Как спасти отпуск от туроператоров

"Ланта-тур", прогоревшая в 2012 году, запустила целую череду банкротств туристических фирм и операторов. Этим летом печальная история может повториться. От закрытия турфирмы "Нева" и оператора "Роза ветров Мир" уже пострадали тысячи россиян. В чем причина частых разорений в туротрасли? И что делать, если вы купили путевку у будущего банкрота?

16 июля 2014 года о невозможности выполнить свои обязательства объявила одна из старейших российских турфирм - "Нева", работавшая на рынке с 1990 года. Позже известный туроператор "Роза ветров Мир" приостановил свою деятельность в связи с невозможностью выполнить обязательства перед туристами, причем сообщение об этом появилось достаточно оперативно на сайте компании и было подписано гендиректором Ириной Крюковой. Надо сказать, далеко не все туроператоры оповещают о возможных неприятностях так быстро и подробно.

Ирина Крюкова сообщила, что "Роза ветров Мир" представлена двумя юридическими лицами: ООО "Роза ветров Мир" и ООО "РВ МИР". "Ответственность обоих юридических лиц застрахована и, по нашим оценкам, суммы страхового покрытия достаточно для возмещения всех расходов, понесенных туристами", - отмечается в заявлении гендиректора туроператора.

Крюкова добавила, что туроператор полностью или частично уже оплатил партнерам часть туристических продуктов. Туристы, оставшиеся без поездки, вправе обратиться в страховую компанию, отмечается в ее заявлении. Финансовое обеспечение ООО "Роза ветров Мир" предоставила компания "БИН Страхование", ООО "РВ МИР" - "Ингосстрах".

Читайте также: В Крыму золотоносные и солнце, и вода

Тем временем исполняющий обязанности главы Ростуризма Олег Сафонов в связи с приостановкой деятельности туроператора "Роза ветров Мир" созвал внеочередное заседание наблюдательного совета ассоциации "Турпомощь", сообщается на сайте ведомства. Ростуризм и "Турпомощь" создали штаб для поддержки клиентов "Розы ветров Мир", пишет Forbes.ru.

"О банкротстве непосредственно пока речи не идет, речь идет о приостановлении деятельности, - рассказал в интервью Pravda.Ru президент НП "Альянс туристических агентств" Андрей Гаврилов. - Но, в любом случае, этот факт еще раз подтверждает, что здесь есть и внешние причины, и отраслевые проблемы, то есть проблемы внутреннего порядка, внутренней финансовой дисциплины и менеджмента в этих компаниях".

Кстати, гендиректор "Невы" Максим Пирогов назвал ранее в прессе одной из причин краха компании "плохой туристический сезон", вызванный, в том числе, запретом выезда за рубеж сотрудников силовых структур и госслужащих, которые составляли значительное число клиентов турфирмы.

"Компании банкротятся по причине множества факторов, считает председатель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. - Сейчас это падение спроса достаточно заметное, особенно по европейским направлениям, идет некоторое повышение курса евро, который сильно повлиял на стоимость турпродукта в Европу. Потом, конечно же, политическая обстановка влияет на принятие решения о поездке.

То есть люди задумываются о том, что вдруг не дадут визу, а вдруг не выпустят, а вдруг карточка банковская не будет работать и так далее, затаиваются всякие тревоги, и выбирают просто другое направление поездки. Потом запрет на выезд отдельных категорий граждан, силовиков, милиции, министерства обороны, чиновников, причем это часто касается и членов их семей, и это очень сильно повлияло на загрузку летних лагерей, в Болгарии, например.

Соответственно, туристические компании, которые во многом работали с детским отдыхом, сейчас испытывают достаточно серьезные сложности. Туристический бизнес чрезвычайно зависим от внешних обстоятельств, политических, природно-климатических, техногенных. Акула какая-нибудь покусает туриста на Красном море и падение спроса на 20 процентов".

Читайте также: Майдан спутал планы россиян на отпуска

Кроме внешних факторов, есть еще внутренние, то есть технологии работы самой туристической компании. Устаревший механизм управления, отсутствие гибкого подхода к выбору доходных направлений, слабый менеджмент, старорежимная система управления финансами и учетом. Если, например, говорить о компании "Нева", то это достаточно устаревшая, в принципе, система управления, схема функционирования туроператорской компании. Современные туроператорские компании работают на совершенно других технологиях, а это компания пришла фактически из советского периода, считает эксперт.

Соответственно, это не позволяет гибко реагировать на падение спроса, быстро закрывать недоходные направления, договариваться с партнерами о каких-то более выгодных условиях и так далее. Соответственно, ошибки в управлении с сочетании с внешними факторами и приводят компанию к дефолту, из которого вылезти она самостоятельно не может. Нужно кредитоваться, кредитов не дают, поскольку у компании нет активов, нет имущества, нечем обеспечивать, добавил Георгий Мохов. Нужно вовремя, скрепя душой, стиснув зубы, приостанавливать, как они всегда говорят, свою деятельность. 

А теперь небольшой инструктаж от наших экспертов: что делать человеку, который уже оплатил тур или даже находится в путешествии, когда его оператор объявляет о своем банкротстве.

Андрей Гаврилов: "Здесь два совершенно разных сценария. Для тех, кто уже находится за рубежом, необходимо по всем возможным каналам связаться с объединением "Турпомощь" для того, чтобы обеспечить себе возвращение обратно, если с этим возникают проблемы, а по возвращении идти к туроператору, подавать заявление. Если туроператор отказывается удовлетворять жалобу, то с этим документом необходимо тут же отправляться в страховую компанию, которая выдала финансовое обеспечение. А тем, кто не успел еще выехать, необходимо обратиться к туроператору, чтобы получить соответствующий документ, подтверждающий отказ туроператора в удовлетворении претензии, и снова обращаться в организацию, оформившую страховое обеспечение".

Читайте также: Туризм: россияне стали ездить за снегом

Георгий Мохов: "Для тех, кто находится за рубежом, у нас действует компенсационный фонд Ассоциации туроператов в сфере выездного туризма "Турпомощь". Если у туриста оплачено проживание, но не оплачен авиабилет, и он не хочет оставаться по месту отдыха, то Ассоциация туроператоров обязана эвакуировать его за счет средств компенсационного фонда, вернуть на родину.

Для тех, кто не улетел отсюда, то есть у него тур оплачен, но не предоставлен, существует другой инструмент - это страхование гражданской ответственности туроператоров, то есть требование о возмещении причиненного ущерба можно предъявлять страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность туроператора. У той же "Невы" это страховка на сумму 454 миллиона рублей. По идее должно хватить, если страховщик выдержит такую страховую выплату в принципе. Но сам по себе инструмент страхования работает и уже применялся неоднократно, что в какой-то степени снижает горечь утраты".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


"Смертельный" туризм: опасно и очень дорого
Комментарии
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Ошибка президента: Януковичу объяснили, как вернуть власть
СМИ: Западу пора признать — на Украине сделан неправильный выбор
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Отчим победы: зачем Трампу лавры Путина
Литва придумала новый повод для давления на Россию
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Канада готова поставлять Украине летальное оружие
Канада готова поставлять Украине летальное оружие
За что большевики отобрали у крестьян паспорта?
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Кравчук: Советский Союз развалили украинцы
СМИ: Западу пора признать — на Украине сделан неправильный выбор
В Петербурге задушили старейшую сотрудницу Мариинки
Канада готова поставлять Украине летальное оружие
В Петербурге задушили старейшую сотрудницу Мариинки
В Петербурге задушили старейшую сотрудницу Мариинки
Будут платить налоги: оказывающих платные услуги взяли "на карандаш"
К ногтю: "теневиков" поймают на маникюре и ремонте

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры