Бизнес не заслужил доверие россиян?

Отношение россиян к бизнесу - и хочется и колется

Как граждане России относятся к частному предпринимательству? Казалось бы, ответ очевиден — страна уже 23 года живет при рыночной экономике. Госсектор, как минимум, по уровню зарплат не может сравниться с бизнес-структурами, которые и пользуются преимущественным спросом на рынке труда.

Да и наследникам Ильича из компартии даже в самые кризисные годы не удавалось завоевать большинства хотя бы в думе — при том, что они давно официально отреклись от ортодоксального марксизма, признав допустимой многоукладность экономики. Так что, казалось бы, в РФ давно уже должен заработать аналог известной американской максимы: "Что хорошо для "Форда" — хорошо для Америки".

Но с другой то стороны, современная Россия вышла из коммунистического СССР — как русская литература из "Шинели" Гоголя". Как же это противоречие сказывается на общественном мнении россиян?

Подтверждением неоднозначности общественных оценок стал опубликованный на днях опрос "Левада-Центра", проведенный в конце мая. Было опрошено 1600 человек в 45 регионах РФ, которым задавались вопросы об отношении к бизнесу. Причем, градаций ответов было несколько: полное и частичное одобрение, такое же, но осуждение, а также затруднение в ответе. Немаловажным является и показатели динамики настроений на протяжении больше 10 лет — с августа 2003 по май 2014 года.

Как выяснилось, понятие "бизнес" является для сознания россиян отнюдь не однородным: они предпочитают разделять в своих симпатиях и антипатиях "крупную" — и "мелкую и среднюю" его доли. Причем, положительное отношение заметно убывает обратно пропорционально величине капитала.

Читайте также: Тяготы "легкого" ресторанного бизнеса

Так, на вопрос "Как вы считаете, деятельность крупных российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?" пользу указанной категории однозначно отметили всего 7 процентов респондентов, что даже на 2 процента ниже, чем в 2003, 2005 и 20011 году. Более низкий показатель поддержки (6 процентов) у крупных бизнесменов было только прошлой весной.

С другой стороны, определенная положительная динамика в отношении тех, кого принято называть олигархами, все же прослеживается — неуклонно возрастает процент тех, кто считает, что их деятельность идет "скорее на пользу" России — с 28 процентов в 2003 году до 37 по последним данным. Одновременно, за 10 лет с 35 до 28 процентов снизилось число считающих крупный бизнес "скорее вредным" для страны, и с 16 до 6 процентов — "однозначно вредным".

Тем не менее, общий итог 44 процентов в большей или меньшей мере симпатизирующих (37 процентов в 2003 году) и 33 процента таких же негативно настроенных (51 процент 10 лет назад) однозначно оптимистическим не назовешь.

Во-первых, потому что указанные 44 процента симпатий были достигнуты в общественном сознании еще в 2007 году — с тех пор колеблясь в рамках статистической ошибки в три с хвостиком процента. Во-вторых, число ненавистников олигархов хоть и уменьшилось — но, в основном за счет перехода граждан из этой группы в категорию "колеблющихся" — их процент вырос за 10 лет почти в два раза, с 12 до 23 процентов. То есть, при неблагоприятном стечении обстоятельств, эта армия "не знающих, что сказать", составляющая без малого четверть населения страны, вполне может стать под знамена антиолигархических сил.

Интересно заметить, что практически такое же количество колеблющихся (24 процента, рост вдвое за 10 лет) и в оценке пользы или вреда малого и среднего бизнеса. Однако в целом данная категория предпринимателей заметно обгоняет по популярности своих больших собратьев — однозначно симпатизируют ей 12 процентов опрошенных, а ровно половина, 50 процентов, симпатизирует с оговорками. Однозначно негативное отношение лишь у 4 процентов, еще у 11 — негативное с оговорками. Всего около 15 процентов негативизма против 62 процентов симпатий — более, чем неплохой результат.

Читайте также: Как рецессия отразится на жизни россиян

Одновременно можно заметить и почти полное отсутствие динамики в росте положительного отношения за 10 лет: оно так и застыло на отметке в 60 с лишним процентов. А процент негатива также уменьшился лишь за счет колебаний в стане сторонников отрицательных оценок. Что, опять же, при неблагоприятном стечении обстоятельств может вернуть эти показатели "на круги своя".

Так что на основании вышеизложенных данных, можно сказать, что рыночные идеи однозначно победили в сознании россиян лишь в отношении малого и среднего бизнеса. К крупным корпорациям отношение по-прежнему во многом настороженное, несмотря на то, что именно они дают большую частью ВВП России.

Причины тут, скорее всего, самые разные. От древних архетипов "от трудов праведных не наживешь палат каменных", до еще не изгладившейся из памяти "прихватизации", в результате которой масса не самых положительных личностей в одночасье совершила рывок "из грязи в князи". После этого чуть не втоптав в грязь и всю Россию — во время разгула "семибанкирщины" эпохи ельцинского безвременья. Это если не считать просто популярности левых идей в той или иной вариации, надежды на заботу государства среди значительной части населения.

Читайте также: Новые налоговые законы добавят работы полиции

В общем, крупному бизнесу следует еще работать и работать над повышением своего рейтинга среди россиян. Социальными инициативами вместо покупки дорогих яхт и английских футбольных команд, повышением платежей в бюджет вместо оффшорного ухода от налогов, строгого соблюдения трудового законодательства, а не увольнения сотрудниц при первых признаках беременности и т.д.

А самое главное, не соблазняться посулами из-за океана перехватить власть в ходе планируемого уже в Москве майдана. Потому что при наличии лишь 6 процентов однозначной поддержки (из которых далеко не все будут готовы выйти на улицу) вместо вожделенной победы можно получить "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Кадры для которого, как показывает вышеприведенный соцопрос, тоже наличествуют в российском обществе в немалом количестве.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру