Гастрономический туризм в России

Гастрономический туризм: Кто за чем?

Гастрономический туризм вполне может стать локомотивом развития российской экономики. Из-за курса валют отдыхать в России стало выгодно. Еще бы улучшить сервис и развить пиар гастрономической карты России, которая славится разнообразием кухонь. Об этом Pravda.Ru рассказал президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман.

— Скажите, Леонид, правда ли, что качество питания прямо пропорционально доходам? Может ли человек с доходом 35-45 тысяч рублей питаться не менее разнообразно, чем тот, кто имеет возможность регулярно ходить по ресторанам?

 - Может. Это не просто, но можно. Но при этом надо понимать, что часть продуктов, которые стали очень дорогими, придется из рациона убрать. Если ты никогда не ел топинамбур, например, или тыкву — попробуй, может быть тебе понравится. А ведь в них масса полезного.

Или, предположим, открой для себя полбу, замечательную полбиную кашу. Есть масса продуктов, которые можно для себя открыть, и которые могут быть вкусными и полезными.

— Как вы относитесь к тому, что многие черпают информацию о вкусной и здоровой пище из интернета? Раньше было просто — овощи и фрукты полезны, если есть шоколад или мандарины килограммами, то будет аллергия. А сейчас человек тонет в потоке самой разной информации. Что с этим делать?

 - Любая информация должна фильтроваться. Сейчас, в наш век сумасшедших информационных потоков, глобализации, человеку нужно уметь защищаться и ставить фильтры грубой, средней и тонкой очистки. Нужно сохранять голову, сохранять здравый смысл.

И конечно, если ты будешь четыре дня есть сырую тыкву, возможно, у тебя будут какие-то проблемы со здоровьем. Не бывает продуктов абсолютно вредных, не бывает продуктов абсолютно безвредных.

Если ты экспериментируешь со своим организмом, надо делать это крайне аккуратно. И уж никак не впадать в эйфорию. Интернет, с одной стороны, это несомненно информационное благо, а с другой стороны, это дьявол во плоти. Возьмем, предположим, "Википедию". Но ее тоже писали люди, и "Википедия" — это не истина в последней инстанции.

 - Есть хорошее выражение: "Человек - это то, что он ест". У него есть продолжение: "…а страна это то, чем она кормит". Россияне стали меньше ездить отдыхать за рубеж. И в то же время билеты на внутренние рейсы оказались раскуплены чуть ли не до конца лета. Это говорит об активизации внутреннего туризма. В регионах активизируются меры по привлечению туристов, в том числе, проходят разные гастрономические фестивали. Действительно ли гастрономическом туризму стало уделяться больше внимания?

 - Мировая статистика свидетельствует, что обычные туристы тратят 25 процентов своих отпускных бюджетов на то, чтобы поесть и выпить. И, конечно, за эти 25 процентов идет очень серьезная борьба. Для очень многих народов эногастрономическая тема является доминантной при выборе страны, например, для англичан или для японцев.

В этом году ситуация дошла до того, что Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) провела в Сан-Себастьяне на базе знаменитой Академии басков в Испании специальный международный форум, который посвящен гастрономическому туризму. То есть, сейчас, в рамках этой международной организации гастрономический туризм выделяется как отдельная отрасль, которую будут развивать совместными усилиями разные страны.

И это при том, что во многих странах гастрономический туризм очень хорошо развит. В Европе это, конечно, Франция, Италия или Португалия. Сингапур и Гонконг насмерть бьются за звание гастрономической столицы Азии. Если мы возьмем количество мишленовских звезд ресторанов, то Япония далеко опережает Францию. Токио — это город, в котором просто россыпь мишленовских ресторанов. И они по этому показателю опережают Францию.

Если мы возьмем с вами Финляндию, про которую у нас в стране принято считать, что там своей кухни нет, то отмечу, что в Хельсинки несколько мишленовских ресторанов. На всю Россию — ни одного! В Хельсинки есть специальные гастрономические программы — когда приезжает турист, ему предлагают специальную гастрономическую карту Хельсинки. И она включает и мишленовские рестораны, и нет.

Многие страны очень серьезно и давно работают над привлечением туристов именно с эногастрономической точки зрения. В России это процесс тоже, к счастью, получил свое развитие. Благодаря инициативе тех, кто пытается сохранить какие-то оригинальные рецепты и продукты. Классический пример — билевская пастила, которая из забытого продукта выросла в продукт, который с большим успехом продается в Москве.

Мы помогали Ростуризму и администрации Великого Новгорода проводить там первый международный фестиваль, посвященный перспективам развития гастрономического туризма в России. Это было год назад. Мы очень активно содействовали тому, что гала-ужин был сделан только исключительно из местных продуктов. Они сами даже не поверили, что можно сделать полноценный стол только из их новгородских продуктов.

Если мы с вами возьмем тренд современного мира, то сейчас кухня, которая является самой популярной в мире, — это скандинавская кухня.

— Я думала, что в гастрономии те же тенденции, что и везде, и преобладает кухня азиатская, китайская.

 - Есть несколько великих кухонь мира, к которым, несомненно, относится китайская кухня. Хотя в Китае как минимум 12 кухонь, которые довольно существенно друг от друга отличаются. А если мы возьмем Южную Америку, на мой взгляд, там две великие кухни. Это мексиканская и перуанская.

Если мы возьмем Европу, то тут разброс довольно большой. В Средиземноморье совершенно фантастические ливанская кухня и марокканская. Турецкая кухня совершенно фантастическая.

К чему я это говорю? К тому, что в очень многих странах есть совершенно замечательные образцы национальных блюд, традиций. Когда мы говорим о России, мы имеем такую разную климатически территорию, заселенную таким количеством разных народов и народностей. Страну, в которой так много разных традиций, связанных с религией, с образом жизни, с культурными слоями.

А наша кухня почему-то не занимает в мировом табеле о рангах сколь-нибудь достойного места. Вот это мне кажется крайне обидным. И задача — попытаться сделать так, чтобы гастрономический туризм выступил неким локомотивом, который мог бы подстегнуть и экономические процессы.

Я вам назову сейчас интересную цифру, о которой мало кто знает. Туризм создает в мире каждое 11-е рабочее место. Для многих стран туризм — это основной источник дохода. В России на внутренний туризм сейчас обратили внимание. Упал примерно на 30 процентов выездной туризм, но на эти же 30 процентов вырос и внутренний туризм.

И нашим людям, которые поехали отдыхать в разные российские регионы, им должно быть вкусно. Потому что, если тебе вкусно, ты готов простить какие-то сервисные огрехи. Но если тебе не вкусно, ты никогда ничего не простишь.

— Каковы составляющие гастрономического туризма? Наверное, мало поставить несколько хороших ресторанов и кафе. Нужна целая инфраструктура, которая станет частью большого туризма.

— Есть две ключевые вещи, для нашей страны крайне актуальные. Первая, надо всегда думать головой, а вторая — воровать не надо. Как только эти две вещи включаются, сразу получается результат. Ну и конечно, надо не жалеть времени на то, чтобы готовить персонал и правильно его мотивировать.

— Какие регионы можно привести в пример успешного развития гастрономического туризма?

— Место, где совершенно недавно проходил Международный форум-фестиваль, посвященный эногастрономическому туризму — Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае. Там есть винодельческий завод, который за год посещает больше 140 тысяч человек. Это мировой рекорд. Там есть центр винного туризма, есть гастрономическая школа, работают очень креативные люди.

Алтайский край, Белокуриха и другие объекты. Не случайно сейчас в магазинах вы можете увидеть алтайские продукты. Хотя логистика, как вы понимаете, оттуда очень непростая.

И это не только гастрономический туризм. Гастрономический туризм тянет за собой и производство местных, локальных продуктов. Сейчас почти каждый из регионов пытается придумать что-то оригинальное с гастрономической точки зрения. Вологодское масло как бренд.

Новгород Великий — они утверждают, что там родина кваса. Удмуртия говорит, что у них родина пельменей. Оренбург говорит, что сулелецкие арбузы самые арбузные в России. Я не говорю про Петербург с его корюшкой и Осетию с ее осетинскими пирогами.

Как только местные власти понимают, что турист может поехать за гастрономическим продуктом и что его территория гастрономически может быть брендирована, так сразу происходят интересные вещи. К примеру, если мы говорим про винные маршруты, то Россию традиционно никто не воспринимает как страну, которая производит вино.

Но Россия сейчас входит в десятку крупнейших производителей вина в мире. И это связано отнюдь не с присоединением Крыма. Сейчас, например, в Краснодарском крае примерно пятнадцать маршрутов винного туризма. Но про них надо знать, их надо рекламировать.

— Вы сейчас принимаете участие в подготовке ряда мероприятий, чтобы, презентовать Россию с этой точки зрения за рубежом. В частности, осенью в Мадриде пройдет "Российская гастрономическая неделя в Испании". Как, на ваш взгляд, должна быть представлена Россия в наиболее выгодном свете?

— Неделя будет проходить с первого по шестое октября. Такого масштабного мероприятия, посвященного именно вино-гастрономической тематике, и представление России в этом ключе пока не проводились. Для чего это делается? Первая задача — привлечение зарубежных туристов. У нас сейчас ситуация валютная такова, что для многих европейцев в России довольно недорого отдыхать, и этим надо совершенно не стесняясь пользоваться.

Вторая задача — это содействие в продвижении производителей российских продуктов питания и напитков на зарубежные рынки. Надо помогать нашим производителям, особенно небольшим, показывать свою продукцию, потому что она часто очень достойного качества, и вполне может найти потребителя.

Я уже не говорю о том, что во многих европейских странах русскоязычная диаспора довольно многочисленная. И они, естественно, могут быть прямым потребителем продуктов из России.

И третья цель — помочь нашим регионам и помочь российским производителям поверить в себя. Это одна из самых важных психологических целей. Потому что люди очень часто производят интересный продукт, но они почему-то считают, что этот продукт может быть оценен только в своей стране, что на него не будет потребителя за рубежом.

У них нет опыта ведения международного бизнеса. Зачастую они иностранные языки не знают. Очень хочется вселить в наших производителей продуктов питания и напитков уверенность в том, что они могут быть интересны.

— А почему выбрана именно Испания? Она сейчас тоже испытывает ряд трудностей. Есть страны с гораздо более богатыми потенциальными туристами.

— Как вы считаете, из какой страны в прошлом году приехало самое большое количество туристов в Россию? Из Китая. На втором месте Германия. При этом Германия всегда была лидером по числу туристов, которые приезжают.

Причин, почему это делается в Испании, как минимум две. Первая — потому что там находится штаб-квартира Всемирной туристской организации, которая всецело поддерживает нашу инициативу. И, более того, она считает, что такого рода инициатива может быть применена в международном плане, как некий алгоритм, матрица, прототип, если угодно, для других стран.

Когда люди сидят за одним столом, и вместе делят кусок хлеба, вероятность того, что они начнут друг с другом воевать, крайне низкая. Это самый короткий путь к миру.

Вторая причина, что испанцы к еде относятся крайне трепетно. До начала кризиса средний испанец съедал чуть ли не тонну продуктов в год, и для них культура хождения в рестораны — это плоть от плоти.

Поэтому интересно тренироваться и показывать себя в стране, где есть высокая гастрономическая культура. В стране, где трудится Фиран Адри, чей ресторан много лет признавался лучшим рестораном, или Хуан Мари Арзак, или братья Рокко. Это легенды в ресторанном мире среди шеф-поваров. И вот в такой стране себя показать — это та планка, которую интересно взять.

— Если этот опыт удастся, то вы хотели бы его распространить на другие страны?

 - Да, конечно. Надо пытаться это делать в Китае — отдельно в Гонконге, который является сейчас гастрономической меккой, отдельно в Пекине, отдельно в Шанхае, потому что это разные миры.

На очереди Германия, как один из основных туристских партнеров России. Италия тоже. Кстати, из Испании, если мне память не изменяет, в прошлом году в Россию приехало 56 тысяч человек. Это тоже не маленькая цифра.

Читайте также: 

"За природой и отдыхом надо ехать в Якутию"

Туризм в России: чего не хватает

Кому не рады ни на рынке, ни в супермаркете

Леонид Гелибтерман: Вам крокодила или хамон?

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Подготовил к публикации Владимир Беляев

Беседовала 

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить