Концерн Daimler: $185 млн - плата за коррупцию

Автоконцерн Daimler заплатит штраф $185 млн в обмен на снятие с себя обвинений в коррупции. Руководители компании обвиняются в том, что платили крупные взятки в десятках стран мира для продвижения собственной продукции. Кстати, в 2008 году еще один немецкий концерн - Siemens по той же причине заплатил $1 млрд штрафов в судах Германии и США. 

По закону о коррупции, в США могут привлекаться к суду иностранные предприятия, которые имеют долевое участие в американских предприятиях или представлены на американской бирже. В период 1998 по 2008 год Daimler принадлежал американский концерн "Chrysler". Расследование и обвинения в отношении немецкого автопроизводителя касаются именно этого периода.

Сообщается, что расследование началось с полученния еще в 2004 году информации от сотрудника концерна Daimler. Как водится, экс-сотрудник числил себя обиженным, так как был в своё время уволен из концерна за критику руководства.

Читайте также: "Государство гарантирует платные автодороги"

Компания обвиняется в подкупе чиновников из 22 стран на общую сумму в $56 млн. В обмен на взятки немцы получали государственные контракты на поставки своих автомобилей. Как пишет Zuddeutsche Zeitung, для подкупа представителей правительств менеджеры концерна открывали счета в офшорах. Порядка 65 млн евро были перечислены в Китай, Хорватию, Египет, Грецию, Венгрию, Таиланд, Турцию, Вьетнам, Туркменистан и Узбекистан. В корпоративных документах эти расходы проходили как необходимые платежи.

Стоит заметить, что дача взяток за пределами Германии для продвижения немецкой продукции долгое время "не замечалась" правительством страны. До 1999 года немецкие корпорации в своих отчетах проводили взятки по статье "полезные расходы", что позволяло снижать сумму подлежащей налогообложению прибыли.

За десятилетний период Daimler за взятки заключил контракты на сумму порядка $1,9 млрд, как утверждает обвинение минимум $91,4 млн были получены незаконным путем. Как сообщают СМИ, в деле фигурируют ЗАО "Даймлер Крайслер автомобили Рус" и две российские государственные компании: "Доринвест" и "Машиноимпорт". Среди заказчиков в материалах суда значатся Министерство внутренних дел РФ и правительственный гараж специального назначения.

Фото: AP

В деле фигурировало 200 случаев дачи взяток в различных странах, однако штраф компания выплатит почему-то именно США: американскому минюсту, а также комиссии по ценным бумагам и биржам США. Тем не менее, возможность досудебного решения ценой в $185 млн. вкупе с обещанием уволить 45 менеджеров, причастных к махинациям, для Daimler можно признать вполне удачным. Особенно по сравнению с Siemens.

Осенью 2006 года прокуратура Мюнхена возбудила против этой компании уголовное дело по подозрению в создании "черных касс" для продвижения продукции фирмы на рынки разных стран, в частности России, Нигерии и Греции. Следователи установили, что объем "черных касс" составлял порядка 1,3 млрд евро. Скандал стоил поста и шефу концерна Siemens Клаусу Кляйнфельду (Klaus Kleinfeld), и председателю наблюдательного совета, патриарху крупного немецкого бизнеса Хайнриху фон Пиреру (Heinrich von Pierer), напоминает "Немецкая волна".

Читайте также: "Российский авторынок: падение в ожидании утилизации"

Весной 2009 года обыски были проведены в офисах и квартирах топ-менеджеров немецкого автоконцерна MAN. Подозрения, высказанные представителями германской прокуратуры, были аналогичными: концерн подозревался в продвижении собственной продукции с помощью взяток.

Но Daimler, Siemens или MAN - это лишь верхушка айсберга. По данным прокуратуры во Франкфурте-на-Майне, каждый год в Германии выявляют около 1500 случаев экономической коррупции. А невыявленных — в 20 раз раз больше. При этом их львиная доля, считают следователи, это подкуп коммунальных чиновников, решающих, какой фирме дать заказ на строительство или ремонт школы, стадиона, на асфальтирование переулка, констатирует "Немецкая волна".

Судя по всему, позиции концерна на американском континенте после этого решения будут ослаблены. Концерн будет еще три года будет находиться на "особом контроле" Комиссии по ценным бумагам и биржам США и под личным надзором бывшего директора ФБР Луиса Фри. Так что развернуться наследникам Бенца на американском рынке не дадут, или укажут, в каких именно кабинетах немцам отныне следует "продвигать" свою продукцию.

В марте был зафиксирован скачкообразный рост продаж автомобилей в США. Как сообщает K2K, за счет использования компаниями программ стимулирования, продажи GМ увеличились на 21%, Ford заявил сегодня, что объем продаж его автомобилей вырос на 40%, в то время как Toyota сообщила о росте на 41%.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить