Российскую нефть теснят из турецких проливов

Турция намерена ограничить движение танкеров, которые транспортируют нефть через проливы Босфор и Дарданеллы. Судам запрещается проходить по этим проливам ночью, также существует лимит на длину танкеров, требования по наличию международной страховки. Новые ограничения могут создать существенные препятствия для экспорта российской и казахской нефти.

На встречу по проблемам нефтяного транзита через проливы приглашены российские "Транснефть" и "Роснефть", иностранные компании Chevron, Exxon Mobil и BP, а также нефтетрейдеры Glencore, Vitol и Trafigura.

"Авария в Мексиканском заливе поменяла правила игры. Мы имеем право принять защитные меры", - сказал Financial Times представитель министерства иностранных дел Турции. Следует отметить, что турецкая сторона не раз заявляла о перегруженности проливов. И эти данные соответствуют действительности. Интенсивность движения через турецкие проливы превосходит Панамский канал в 4 раза, Суэцкий - в 3 раза.

Читайте также: "Нет источников энергии? Новая АЭС плывёт к вам"

Проливы и в самом деле непростое место для прохождения крупнотоннажных судов. В самом узком месте ширина Босфора составляет всего 700 метров, при том, что он рассекает многомиллионный Стамбул пополам. Кроме напряженного графика движения, в проливах довольно трудные условия навигации: двигаясь по 33-километровому Босфору, судно должно, по крайней мере, 12 раз изменить курс.

После принятия в 2002 году ограничительных мер по ночному движению танкеров в проливе все чаще стали случаться танкерные пробки. Это приводило к экономическим потерям как для владельцев судов, так для нефтяников и переработчиков. С 1994 по 2001 год только компании РФ потеряли порядка $100 млрд. на «проблеме проливов».

По официальным данным, в 2009 году через проливную зону было перевезено 154 млн тонн нефти примерно на 50 000 суднах. Новые проекты по добыче каспийской нефти и возможные разработки на шельфе Черного моря могут увеличить этот поток.

Новые турецкие идеи пока неизвестны широкой общественности. Предполагается, что Турция вновь может ужесточить экологические меры в отношении танкеров. Прецеденты с отказом компаний от целых танкерных флотов в связи с изменением позиции Анкары известны. В частности, турки могут потребовать перейти на низкосернистые сорта топлива для судов, что повлияет на цену транспортируемой через проливы нефти.

Фото: AP

Как заявил Reuters представитель турецких властей, рассматривается возможность создания фонда для защиты экологии проливов. Его размер составит "минимум $20 млрд.". Скидываться в турецкий фонд защиты проливов, по мнению Анкары, будут те, кто больше возит. По данным компании «Петромаркет», в 2009 году доля России в общем количестве поставок нефти через проливы составила 37%, а нефтепродуктов- 90%. Кстати, через южные порты России идут и значительные объемы отечественного зернового экспорта. 

Нежелание Турции «превращать проливы в нефтепровод» можно решить путем строительства настоящих нефтепроводов. К этому Турция с рэкетирской целеустремленностью подталкивает пользователей международных проливов. Ведь доходы от транзита нефти в разы превосходят прибыль от нефти, проплывающей мимо. Таким образом, каспийскую, в том числе и российскую нефть, "выдавливают" из проливов в турецкую трубу.

А строящиеся на средиземноморском побережья НПЗ поднимут и эти доходы в разы. К тому же, разлив нефти, а аварии в проливах объективно случаются, никак не способствуют притоку туристов в регион. А эта сфера является одной из важнейших в экономике Турции.

«Альтернативой проливу Босфор может стать нефтепровод, который будет соединять порт Самсун, находящийся на Черном море, и средиземноморский порт Джейхан. Также правительство Турции заинтересовано в строительстве трубопровода Бургас-Александруполис» - заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции.

Однако с приходом в Болгарии нового правительства в августе 2009 года официальная София заявила о невыгодности проекта и намекать на интерес к "энергетической составляющей". В частности, 11 июня 2010 года премьер-министр Болгарии Б.Борисов сообщил, что София отказывается от проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис по экологическим соображениям.

Что касается проекта Самсун-Джейхан, к заполнению труб которого Анкара настойчиво склоняет Россию, то его строительство займет как минимум несколько лет. Однако ввод в строй этого трубопровода позволит превратить Джейхан в крупнейший хаб по перевалке углеводородов в Средиземноморье. Таким образом, Турция пытается усилить свое значение как транзитной державы и строить собственную «энергетическую империю».

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить