Кому достанется "Полуостров ЗиЛ"?

Быть ли городу-саду под названием ЗиЛ

Два года осталось до столетия завода имени И. А. Лихачева, ныне представляющего собой заброшенную площадку, проект реновации которой выставлен на аукцион. Превратить промзону завода ЗиЛ в район с жилыми домами, инфраструктурными объектами и парками вызвались крупные застройщики, в том числе, богатейшие бизнесмены Виктор Вексельберг и Олег Дерипаска.

Зачатки промышленной зоны, где сегодня работают всего порядка 16 тысяч человек, появились еще в 1916 году, на заре зарождения автомобильной промышленности в России. Работа на этой территории кипела вплоть до застоя 1980-х годов прошлого века.

В настоящее время промзона завода имени И. А. Лихачева представляет собой жалкое зрелище: заржавевшие мощности, заброшенное общежитие, разбитые окна пустых производственных корпусов — общая площадь заброшенной территории составляет 275 гектаров.

Промзона хоть и находится под охраной, но любители побродить по развалинам Москвы уже обогатили интернет множеством фотографий, на которых запечатлены останки предприятия, где собирались грузовые, а позже и легковые автомобили для всей огромной страны — СССР.

Перспектива развития столичных промзон

О том, что в Москве существует множество непригодных для работы промышленных зон, в последние годы говорится часто и много, а территория бывшего завода ЗиЛ считается одной из самых крупных таких "заброшенок".

Проблема пустующих промышленных территорий в Москве по сути только-только начала решаться. О необходимости дать вторую жизнь территории легендарного автостроительного завода заговорил Сергей Собянин после прихода на пост столичного мэра. И на сегодняшний день уже существует проект будущего промзоны ЗиЛ, которым можно полюбоваться на сайте Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.

Проект перепланировки завода был утвержден правительством Москвы в конце октября 2013 года. Тогда стало известно, что на месте автозавода ЗиЛ, в районе станции метро "Автозаводская", появится новый жилой район на 30 тысяч человек с парками, детскими садами, школами, поликлиникой и ледовым дворцом "Легенды хоккея". Кроме того, на месте бывших цехов ЗиЛ будут созданы порядка 45 тысяч рабочих мест, при этом сохранится автомобильное производство, пускай и в гораздо меньших масштабах по сравнению с тем, что происходило здесь в годы СССР.

Но это еще не все! По задумке столичных управленцев, на берегу Москвы-реки появится многофункциональный комплекс, который должен стать новой визитной карточкой столицы — такое своеобразное "алаверды" Сергея Собянина москвичам за избрание его в мэры (или же попытка затмить многобашенный "лужковский" "Москва-Сити"). В целом, стоимость проекта реновации промышленной зоны завода ЗиЛ, разработанного НИиПИ генплана Москвы и архитектурным бюро "Меганом", оценивается столичными властями в 23,4 миллиарда рублей.

"Полуостров ЗИЛ"

Проект носит название "Полуостров ЗиЛ", и более других в его реализации заинтересован один из богатейших бизнесменов в России по версии Fordes, владелец компании "Кортос" Виктор Вексельберг. Собственно, именно он лоббирует в мэрии этот проект. Хотя, впрочем, у него есть и соперник — Олег Дерипаска, глава "Главстроя". Как рассказал "Правде.Ру" заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто, победитель тендера будет заниматься только зоной, предназначенной для жилья и офисов и эту часть проекта можно оценивать положительно как для столицы, так и для инвесторов.

В то же время руководитель "Федерации автовладельцев России", директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев опасается, как бы не ухудшилась в районе промзоны ЗиЛ дорожная ситуация. И опасения эти обоснованы, поскольку уже сегодня пропускная способность дорог практически исчерпана. Не спасает и общественный транспорт — Замоскворецкая линия метрополитена, на которой находится станция "Автозаводская", тоже работает на пределе.

"Там требуется действительно реконструкция, но реконструкция как раз такая, которая бы позволила не усугублять дорожную обстановку в этом месте, наоборот, позволила бы как раз решить многие проблемы, а ведь это было в задумках изначально. И, естественно, все это нужно делать с точки зрения привлекательности этого проекта для инвесторов, а для инвесторов это, естественно, некие торговые или какие-то другие центры многофункциональные. Поэтому я думаю, что сама земля очень привлекательна, инвесторы всегда будут. Здесь самое главное, чтобы это соответствовало потребностям уже жителей, а не отдельных чиновников", — делится своим мнением с "Правдой.Ру" Сергей Канаев.

"Обещают, что там и новый мост будет, и железные дороги, и новая станция метро и плюс станция электрички, то есть если будет транспортная инфраструктура построена, то это все отлично", — считает, в свою очередь, Игорь Моржаретто.

Но есть и другая сторона медали — промышленная зона, где останется технопарк и площадка, на которой в будущем планируется собирать коммерческие автомобили. На данный момент неизвестно, кто будет ей заниматься. Но Игорь Моржаретто уверен, что оставлять в промзоне ЗиЛ производственные мощности "идея безумная".

Планы развития промзоны ЗИЛ

Общая площадь объектов реконструкции и нового строительства составит:

  1. Общественно-деловой и промышленный кластер - 1,5 млн кв. м;
  2. Паркинги - 0,9 млн кв. м (24,7 тыс. м/м);
  3. Социальные объекты (25 ДОУ - 3765 мест; 7 школ - 9020 мест; поликлиника 1050 п/с пожарные депо и прочие объекты) - 0,3 млн кв. м;
  4. Спортивно-развлекательная застройки - 0,2 млн кв. м;
  5. Кроме того сохраняемая застройка - 0,1 млн кв. м. 

"Но это уж проблемы московского правительства, никто туда не хочет идти из производителей реально. Вообще, это нонсенс в мировой практике — в центре столицы держать автопроизводство! Такого нет нигде в мире, — утверждает эксперт. — Держать сегодня в центре города (а это почти центр, до Кремля четыре километра) промзону — это безумие. Никто в мире себе не может такого позволить! Зачем? Я там был, там стоят заброшенные цеха, там давным-давно нет никакого производства. И делать из этого какой-то современный район, жилой и офисный — это классно! Это я оцениваю с большим знаком "плюс", давно пора. Но при этом все-таки часть из этого держать как промзону — это уже, по моему мнению и по мнению всех специалистов, нелепо. Но, видимо, у московских властей свои соображения есть, боюсь, что они шкурные".

Реконструкция промзоны завода ЗиЛ должна быть завершена к 31 декабря 2021 года. При этом московское правительство ставит довольно жесткие условия перед победителем тендера на реализацию первого крупного проекта по реконструкции промзоны.

Первый платеж в четыре миллиарда рублей должен быть внесен уже в 2014 году, а последний — в 2020-м. При этом за каждый год просрочки, если проект не будет завершен к 31 декабря 2021 года, будет штраф в два миллиарда рублей. Впрочем, если выиграют те серьезные бизнесмены, которые сегодня нацелились на победу в тендере, можно смело предположить, что дело до штрафов не дойдет…

В ближайшие годы на территории промзоны завода ЗИЛ планируется следующее:

  • здесь возведут более 6 млн кв. метров недвижимости, в том числе 4,7 млн "квадратов" — на месте заводских цехов;
  • после завершения строительства в этом "городе в городе" будут проживать 77 тыс. человек;
  • благодаря развитой инфраструктуре появится 66 тыс. новых рабочих мест.
  • на бывшей территории автозавода будет создана одна из крупнейших в столице территорий комплексного развития.

Как выгоднее купить квартиру в мегаполисе с целью аренды?

Когда выгоднее покупать жилье?

Интересные факты о сталинских дома

Автор Петр Дерябин
Петр Дерябин — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру