Тюрьма и золотые горы. Что ждут западные инвесторы от России

О своем намерении строить коммерческую недвижимость в России заявил Дональд Трамп-младший – наследник легендарной империи недвижимости Trump. Однако в его заявлениях эксперты увидели лишь заблуждения и мифы относительно российской действительности.

По его мнению, приход на российский рынок – дело рискованное. Западным инвесторам якобы мешает неопределенность:

«Они боятся сесть в тюрьму, ведь в России серьезные политические риски. Сегодня непонятно, кому и что принадлежит. Сегодня этот кусок земли, вроде бы, продают тебе, завтра окажется, что у него другой хозяин и тебе его продали незаконно. Важно знать, что и кому принадлежит», – заявил он, выступая на шестом ежегодном саммите института Адама Смита «Недвижимость России».

Несмотря на это, младший Трамп все же считает рынок недвижимости России весьма привлекательным для развития собственного бренда.

«Ходить на российский рынок, особенно в крупные метрополии, как Москва, необходимо масштабно», – заявил он в ходе шестого ежегодного саммита «Недвижимость России».

Справка: Компания Tramp присутствует на рынке элитной недвижимости в США, Мексике, Панаме, Южной Корее, ОАЭ и Доминиканской Республике. Конек миллиардера – высотное брендовое строительство. Наиболее известен проект – «Трамп Тауэр» на Манхэттене. Построенная в 1983 году 68-этажная башня считалась в свое время самой высокой в Нью-Йорке. Под брендом «Трамп интернейшенел Хотелс энд Тауэр» работают семь пятизвездочных отелей. Строительство еще двух идет в Дубае и Атланте.

Интерес к проектам в России, магнат проявлял еще в середине 90-х годов. Тогда он вел переговоры с правительством Москвы о реконструкции гостиниц «Москва» и «Россия». По неизвестным причинам, сделка не состоялась. В августе 2007 года Trump Organization зарегистрировала в РФ товарный знак Trump в категории услуг в области жилой, коммерческой и гостиничной недвижимости.

Однако американский бизнесмен сообщил, что приход на российский рынок не значится в его ближайших планах. Регистрация знака проводится «на всякий случай». Также в ноябре прошлого года Дональд Трамп провел в Москве презентацию нового водочного бренда Tramp, занявшего нишу в премиальном сегменте.

По мнению Трампа, московский рынок недвижимости сегодня уже созрел для глобальных проектов. По его мнению,

«в Москве представлена основная политическая и экономическая элита страны, сосредоточены финансовые потоки – это является преимущественным фактором роста столицы».

Одним из преимуществ Москвы и, в частности, перспектив развития столичного рынка недвижимости, Д.Трамп-младший считает возможность заниматься «перезастройкой» существующих территорий в центре города. «Я сам видел эти места – их даже очень много, в отличие от Нью-Йорка, где такой возможности развития уже нет. Это позволяет реализовать в Москве новые уникальные проекты», – заявил он.

По мнению собеседника Bigness.ru, гендиректора компании «Калинка-риэлти» Екатерины Румянцевой, Дональд Трамп переоценивает потенциал столичного рынка.

«То, что в Москве “ конь не валялся ” – глубокое заблуждение. У него не очень оперативная информация о московском рынке недвижимости, я не знаю, откуда он ее черпает, возможно, часть его предположений – догадки. У нас практически не осталось места под “перезастройку”. Промзоны у нас активно выводятся за пределы города, а на их месте начинают строиться гостиницы, жилье, офисы, торговые центры. Места не пустуют, их тут же расхватывают», – констатирует эксперт.

Кроме того, глубочайшее заблуждение американского гостя в том, что наш рынок только сейчас созрел для проектов Трампа. Мол, именно по причине неготовности России к сотрудничеству с ним, Д.Трамп не реализовал до сих пор ни одного проекта.

«Я бы хотела ему пожелать, чтобы он, в конце концов, не опоздал со своими идеями», – иронизирует наша собеседница. Что же касается рисков, из-за которых иностранные девелоперы боятся вкладывать в Россию деньги – это тоже надуманно.

«Турецкая Enka, пожалуй, первая иностранная компания на рынке недвижимости России как-то разобралась с местными законами и работает. Наши девелоперы не испытывали нехватки иностранного капитала, есть положительный опыт зарубежных инвестиций, вопрос не в деньгах как раз, а в нехватке участков», – считает Е.Румянцева. Впрочем, несмотря на то, что известный бизнесмен намерен заработать на российской недвижимости, он вряд ли собирается что-то строить сам и вкладывать свои деньги в это мероприятие, сомневаются эксперты.

Дональд Трамп-младший сообщил, что самое важной для корпорации корпорации Tramp – постоянное наращивание стоимости бренда. Успех своего бизнеса он также объясняет «объединяющим и грамотно выстроенным партнерством». Вице-президент Tramp Corporation убежден, что уникальные проекты, которые обладают удачным местоположением и обладают серьезным брендом, выживают в любых кризисных ситуациях на рынках:

«Я называю это спасательным жилетом или “трамп-памп”. Мы как застройщики здания обеспечиваем себе этот спасательный жилет от любых кризисных ситуаций», – пошутил Дональд Трамп.

В его словах кроется не совсем приятный подтекст, предупреждают эксперты российского рынка недвижимости. Так, коммерческий директор инвестиционно-строительной компании Гэлекси Групп Артем Цогоев заявил:

«У меня есть сомнение, что он будет строить. Я думаю, что он найдет какого-нибудь партнера местного. Дело в том, что Трамп на зарубежных рынках предпочитает работать не сам, а с партнерами. Часть денег он вложит сам, а часть денег предоставят российские партнеры. Не только денег, но и землю».

По мнению Екатерины Румянцевой, Трамп собирается продвигать только собственный бренд, технологии строительства и получать с этого деньги.

«Дональд Трамп не собирается выступать девелопером. Они продают свои интеллектуальные знания, то есть, создавая добавочную стоимость проектам путем того, что присваивают им свой бренд, делятся какими-то технологиями, чтобы проекты имели такой outlook. Он минимизировал все свои риски. Он не отвечает за качество здания, он отвечает за качество маркетинговой концепции проекта, он не столкнется с проблемами нашего законодательства», – рассказала наша собеседница.

С объекта, в который он не вложит ни рубля живых денег, он получит весомую выгоду, процент с добавленной стоимости объекта:

«Он уверяет, что здания под его брендом могут продаваться процентов на 20-25 дороже. Так, оценивая базовую стоимость проекта (за сколько бы его продал наш девелопер), Трамп приплюсует к получившейся сумме добавленную стоимость и получит с нее процент», – объясняет Е.Румянцева.

Вот только эксперт сомневается, что российский девелопер сможет продать объект под брендом Трамп за эти деньги. В итоге он рискует:

«Это большой вопрос, продастся ли объект подороже. Надо найти правильный сегмент, потому что на российском рынке Deluxe Трамп не является супербрендом, я понимаю и чувствую этот рынок», – говорит она. Идеи и технологии знаменитого торговца брендом, по ее мнению, применимы у нас лишь к проектам бизнескласса, ведь строить он любит высокие здания. Тем более, спектр бизнескласса достаточно шире, поэтому продукция разных брендов и разной направленности будут гораздо лучше восприняты целевой аудиторией, считает гендиректор «Калинка-риэлти».

Впрочем, нынешнее руководство города приветствует появление проектов от Трампа, для того, чтобы как-то подчеркнуть международный статус нашей столицы, добавляет эксперт Bigness.ru. Россия не откажется от них, поскольку рынок у нас развивающийся:

«Мы, как губка, которая жадно впитывает то, что было придумано на мировых рынках, чтобы разнообразить продуктовую линейку, интересно иметь идеи и Трампа в том числе», – считает Румянцева.

Резюмируя все вышесказанное, Е. Румянцева добавляет:

«Трамп приехал с надеждой продать себя, для того, чтобы расширить границы своего бизнеса, чтобы поставить галочку, что вот, мы теперь присутствуем и в России. В Москве определены уже два места на нагатинской пойме и Арбате, где под брендом Трампа возведут гостиницы и жилье. Однако тут большой вопрос, кто кому нужен ‑ мы Трампу или он нам. Я больше склоняюсь к первому варианту».

Наталья Трефилова

Автор Сергей Малинин
Сергей Малинин — журналист, редактор Правды.Ру. *
Обсудить