Антикризисный бюджет-2016: Миссия выполнима

После долгих мытарств российский бюджет-2016 наконец-то принят. Это очень непростой и одновременно очень интересный бюджет. На самом деле, конечно, этот бюджет носит конкретно антикризисный характер — совсем неслучайно в этом году отменено правило определения основных параметров бюджета на трехлетие, как это было предусмотрено Бюджетным кодексом.

Борьба с кризисом методами кредитно-денежной политики

Разговаривая о бюджете и об основных направлениях кредитно-денежной политики, мы понимаем, что антикризисная экономическая политика России в целом ясна. Финансово-бюджетная политика ориентируется на сокращение расходов, а вовсе не на стимулирование спроса любой ценой, за счет увеличения расходов и дефицита бюджетов всех уровней, за счет роста задолженности государства.

Первая модель традиционно считается либеральной, и в общем-то, не скрывается, что основные фигуры в экономическом блоке нынешнего правительства придерживаются либеральной идеологии. Второй тип политики — политика стимулирования спроса — не совсем правильно, но традиционно называется кейнсианством.

И мы видим очень интересную вещь: бюджетная политика не будет основой антикризисной политики России. И стимулирование спроса бюджетными мерами проводиться, большому счету, не будет. Борьбу с кризисом Россия опять будет вести методами кредитно-денежной политики. И приоритетность этого подхода, включая поддержку банковской системы, порождается сознанием угрозы того, что может рухнуть вся существующая платежная система.

Совсем не случайно Банк России переходит к практике закрытия банков уже в заметных количествах.

Отказ от роста государственного долга для финансирования расходов, дающих мультипликативный эффект, связан, помимо всего прочего, не с тем, что у нас задолженность превысила критические пределы (госдолг России — и внутренний и внешний — не так уж и велик по мировым масштабам), а с тем, что на рынке деньги и так запредельно дорогие.

Банк России не хочет давать экономике длинные деньги

Банк России не справляется с тем, что от него ждет общество. Дать экономике длинные, дешевые деньги — эту задачу Банк России не выполняет. И больше того — он не считает это своей задачей. Как неоднократно говорила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, ЦБ категорически против расширения своего мандата, его задача только борьба с инфляцией.

То есть, даже поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам, не говоря уже о задачах экономического роста, то есть насыщение реального сектора дешевыми деньгами, они просто не считают своей задачей. И не несут за это ответственности.

Дмитрий Медведев характеризует бюджет как достаточно жестко предопределенный макроэкономическими и внешнеполитическими условиями (прежде всего, конечно, санкциями). И они оставляют для правительства не очень много пространства для маневра, лишая его свободы политикоэкономической воли.

И тем важнее грамотное, как говорит председатель правительства, и эффективное использование того, что есть. При этом принято решение поддержать ключевые отрасли промышленности, сельское хозяйство и региональные бюджеты.

И опять отчего-то правительство берет на себя задачу не разгонять инфляцию. Инфляция — это не сфера ответственности правительства, инфляция — это ответственность Банка России. Почему правительство при независимом Банке России ставит перед собой задачу — не разгонять инфляцию — это большая загадка.

Все-таки каждый должен заниматься своим делом — Банк России давать дешевые деньги экономике, а минфин и правительство должны обеспечивать условия для экономического развития. И тарифы естественных монополий должны определяться потребностями развития, а не давлением Центробанка, неспособного самостоятельного решать даже тот мизерный круг задач, который перед ним остался.

Будет продолжаться политика финансирования важнейших инфраструктурных проектов, программа модернизации образования, здравоохранения, всей социальной сферы, — говорит председатель правительства, — задача состоит в том, чтобы сделать максимум возможного, чтобы сохранить инвестиционную и предпринимательскую активность.

Иными словами: государство финансирует инфраструктуру. А инвестиционная и предпринимательская активность должна финансироваться частным сектором, а правительство только создает для этого условия. Опять либеральная модель, как она есть.

Но при этом председатель правительства подчеркивает, что основными задачами бюджетной политики остается выполнение социальных обязательств, а так же стабильность финансовой системы и экономики в целом. Будут использоваться средства Резервного фонда и предусматриваются дополнительные резервы, которые могут использоваться в случае необходимости.

Качество бюджетных услуг

Однако возникает проблема, о которой неоднократно говорила Правда. Ру: в этом бюджете просто не упоминается важнейший принцип бюджетной политики России — выравнивание качества и количества бюджетных услуг, оказываемых каждому гражданину.

Дело в том, что если сейчас, например, будут строить новые школы, то не там, где школ нет, а там, где имеется наибольшее количество детей школьного возраста. А этим нарушается принцип выравнивания доступа к бюджетным услугам, и больше того — неравенство продолжает увеличиваться.

У большинства бюджетных услуг высока доля постоянных расходов. То есть школу надо топить и оплачивать труд учителей по всем предметам, независимо от того, 1000 учеников там учится или 10 учеников, в то время, как финансирование школы, где учится 1000 учеников, будет в разы больше, чем школы, где учится 100 учеников. И в этой ситуации как раз происходит еще большее увеличение разрыва в количестве и качестве бюджетных услуг, оказываемых наиболее развитыми наименее развитым регионам и территориям. И это очень опасно.

Происходит очень неприятная для России вещь — количество и качество бюджетных услуг гражданину и в целом жизненный уровень населения прямо пропорционально зависят от плотности населения. То есть в Москве, где и так много хороших школ, будут строиться новые и дополнительные школы, потому что растет количество людей. В то время, когда сельские школы в местах с редким населением будут закрываться, — не хватит денег, ведь они выделяются в соответствии с количеством школьников.

Но каждый конкретный ребенок имеет право на одинаковое государственное образование вне зависимости от того, где он живет. А доступ к образованию — это важнейшая бюджетная услуга.

Как результат, у нас существуют огромные мало заселенные территории, где люди получают откровенно недостаточный доступ к бюджетным услугам. Там мало больниц и до них требуется очень долго добираться, там тяжело добираться до школ. И люди оттуда начинают мигрировать в территории с более высоким и плотным населением. То есть происходит обезлюживание огромных территорий. Они просто пустеют.

И надо понимать, что эти территории будут как пылесос закачивать в себя население сопредельных и не только сопредельных государств. Постепенно туда будут переселяться люди, не избалованные доступом к бюджетным услугам, которыми были избалованы советские колхозники, например. И будут ли они сохранять лояльность России, которая не даст им бюджетных услуг, — это очень большой вопрос.

И нужно понимать, что эта вещь создает потенциальную угрозу самому существованию российского государства в его нынешних границах. И мне кажется, что этот важнейший принцип бюджетной политики нельзя забывать даже во время кризиса.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *