Антикризисный бюджет-2016: Миссия выполнима

После долгих мытарств российский бюджет-2016 наконец-то принят. Это очень непростой и одновременно очень интересный бюджет. На самом деле, конечно, этот бюджет носит конкретно антикризисный характер — совсем неслучайно в этом году отменено правило определения основных параметров бюджета на трехлетие, как это было предусмотрено Бюджетным кодексом.

Борьба с кризисом методами кредитно-денежной политики

Разговаривая о бюджете и об основных направлениях кредитно-денежной политики, мы понимаем, что антикризисная экономическая политика России в целом ясна. Финансово-бюджетная политика ориентируется на сокращение расходов, а вовсе не на стимулирование спроса любой ценой, за счет увеличения расходов и дефицита бюджетов всех уровней, за счет роста задолженности государства.

Первая модель традиционно считается либеральной, и в общем-то, не скрывается, что основные фигуры в экономическом блоке нынешнего правительства придерживаются либеральной идеологии. Второй тип политики — политика стимулирования спроса — не совсем правильно, но традиционно называется кейнсианством.

И мы видим очень интересную вещь: бюджетная политика не будет основой антикризисной политики России. И стимулирование спроса бюджетными мерами проводиться, большому счету, не будет. Борьбу с кризисом Россия опять будет вести методами кредитно-денежной политики. И приоритетность этого подхода, включая поддержку банковской системы, порождается сознанием угрозы того, что может рухнуть вся существующая платежная система.

Совсем не случайно Банк России переходит к практике закрытия банков уже в заметных количествах.

Отказ от роста государственного долга для финансирования расходов, дающих мультипликативный эффект, связан, помимо всего прочего, не с тем, что у нас задолженность превысила критические пределы (госдолг России — и внутренний и внешний — не так уж и велик по мировым масштабам), а с тем, что на рынке деньги и так запредельно дорогие.

Банк России не хочет давать экономике длинные деньги

Банк России не справляется с тем, что от него ждет общество. Дать экономике длинные, дешевые деньги — эту задачу Банк России не выполняет. И больше того — он не считает это своей задачей. Как неоднократно говорила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, ЦБ категорически против расширения своего мандата, его задача только борьба с инфляцией.

То есть, даже поддержание курса рубля по отношению к иностранным валютам, не говоря уже о задачах экономического роста, то есть насыщение реального сектора дешевыми деньгами, они просто не считают своей задачей. И не несут за это ответственности.

Дмитрий Медведев характеризует бюджет как достаточно жестко предопределенный макроэкономическими и внешнеполитическими условиями (прежде всего, конечно, санкциями). И они оставляют для правительства не очень много пространства для маневра, лишая его свободы политикоэкономической воли.

И тем важнее грамотное, как говорит председатель правительства, и эффективное использование того, что есть. При этом принято решение поддержать ключевые отрасли промышленности, сельское хозяйство и региональные бюджеты.

И опять отчего-то правительство берет на себя задачу не разгонять инфляцию. Инфляция — это не сфера ответственности правительства, инфляция — это ответственность Банка России. Почему правительство при независимом Банке России ставит перед собой задачу — не разгонять инфляцию — это большая загадка.

Все-таки каждый должен заниматься своим делом — Банк России давать дешевые деньги экономике, а минфин и правительство должны обеспечивать условия для экономического развития. И тарифы естественных монополий должны определяться потребностями развития, а не давлением Центробанка, неспособного самостоятельного решать даже тот мизерный круг задач, который перед ним остался.

Будет продолжаться политика финансирования важнейших инфраструктурных проектов, программа модернизации образования, здравоохранения, всей социальной сферы, — говорит председатель правительства, — задача состоит в том, чтобы сделать максимум возможного, чтобы сохранить инвестиционную и предпринимательскую активность.

Иными словами: государство финансирует инфраструктуру. А инвестиционная и предпринимательская активность должна финансироваться частным сектором, а правительство только создает для этого условия. Опять либеральная модель, как она есть.

Но при этом председатель правительства подчеркивает, что основными задачами бюджетной политики остается выполнение социальных обязательств, а так же стабильность финансовой системы и экономики в целом. Будут использоваться средства Резервного фонда и предусматриваются дополнительные резервы, которые могут использоваться в случае необходимости.

Качество бюджетных услуг

Однако возникает проблема, о которой неоднократно говорила Правда. Ру: в этом бюджете просто не упоминается важнейший принцип бюджетной политики России — выравнивание качества и количества бюджетных услуг, оказываемых каждому гражданину.

Дело в том, что если сейчас, например, будут строить новые школы, то не там, где школ нет, а там, где имеется наибольшее количество детей школьного возраста. А этим нарушается принцип выравнивания доступа к бюджетным услугам, и больше того — неравенство продолжает увеличиваться.

У большинства бюджетных услуг высока доля постоянных расходов. То есть школу надо топить и оплачивать труд учителей по всем предметам, независимо от того, 1000 учеников там учится или 10 учеников, в то время, как финансирование школы, где учится 1000 учеников, будет в разы больше, чем школы, где учится 100 учеников. И в этой ситуации как раз происходит еще большее увеличение разрыва в количестве и качестве бюджетных услуг, оказываемых наиболее развитыми наименее развитым регионам и территориям. И это очень опасно.

Происходит очень неприятная для России вещь — количество и качество бюджетных услуг гражданину и в целом жизненный уровень населения прямо пропорционально зависят от плотности населения. То есть в Москве, где и так много хороших школ, будут строиться новые и дополнительные школы, потому что растет количество людей. В то время, когда сельские школы в местах с редким населением будут закрываться, — не хватит денег, ведь они выделяются в соответствии с количеством школьников.

Но каждый конкретный ребенок имеет право на одинаковое государственное образование вне зависимости от того, где он живет. А доступ к образованию — это важнейшая бюджетная услуга.

Как результат, у нас существуют огромные мало заселенные территории, где люди получают откровенно недостаточный доступ к бюджетным услугам. Там мало больниц и до них требуется очень долго добираться, там тяжело добираться до школ. И люди оттуда начинают мигрировать в территории с более высоким и плотным населением. То есть происходит обезлюживание огромных территорий. Они просто пустеют.

И надо понимать, что эти территории будут как пылесос закачивать в себя население сопредельных и не только сопредельных государств. Постепенно туда будут переселяться люди, не избалованные доступом к бюджетным услугам, которыми были избалованы советские колхозники, например. И будут ли они сохранять лояльность России, которая не даст им бюджетных услуг, — это очень большой вопрос.

И нужно понимать, что эта вещь создает потенциальную угрозу самому существованию российского государства в его нынешних границах. И мне кажется, что этот важнейший принцип бюджетной политики нельзя забывать даже во время кризиса.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...


Бюджет-2016: снять угрозу распада России
Комментарии
У Киева есть секретный план по Азовскому морю. Удар будет неотразимым?
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израильские ВВС разбомбили доверие России
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Haaretz: Россия может "обрезать крылья" Израилю
Haaretz: Россия может "обрезать крылья" Израилю
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20