Мегагорода всосут весь наш мир

В ближайшие пятнадцать лет процессы урбанизации и концентрации людей в огромных агломерациях будет продолжаться, полагают эксперты Frost & Sullivan. К 2025 году в мегагородах будут проживать уже 60% всего населения мира, около 4, 5 млрд человек. Наиболее активно этот процесс будет происходить в развивающихся странах, особенно в Индии и Китае.

По данным нового исследования глобальной консалтинговой компании Frost & Sullivan "Влияние урбанизации и развития мегагородов на мобильность и планирование автомобильных технологий", к 2025 году в мире будет около 30 мегагородов с общей численностью населения свыше 10 млн человек. На сегодняшний день в мире насчитывается 22 мегагорода.

Читайте также: "Saxo Bank шокировал "предсказаниями"

Как полагают эксперты, свыше половины населения мира сконцентрируют агломерации на территории развивающихся стран. В них будет фиксироваться наиболее мощный рост экономики. Как прогнозирует Frost & Sullivan, ВВП мегагородов развивающихся стран будет увеличиваться со скоростью 4, 42% в год, тогда как годовой темп роста ВВП аналогичных мегагородов развитых стран составит 1, 63%.

Увлечение мегагородами в рамках теорий глобализации — давний геоэкономический тренд, который получил новый смысловой толчок в условиях кризиса. Если раньше говорили о глобальных городах, то теперь растущая неэффективность части крупных городов вынуждает решать вопросы их будущего старым путем увеличения занимаемого пространства и втягиванием новых территорий. Правда, все это подается под соусом инновационности и применения новых технологий.

Читайте также: "Лампочки Ильича" уходят в прошлое"

В процессе перестройки современной экономики крупные города должны видоизменить себя и не просто использовать новые технологии в строительстве, коммунальном хозяйстве и транспортной инфраструктуре, но и стать мощными центрами нового экономического роста.

США готовятся встретить новые времена, сосредоточив основное население и научно-промышленный потенциал в 14 ключевых суперрегионах. В ЕС уже определены 20 городов, которые станут экспериментальными площадок в области построения новой архитектуры эффективного использования ресурсов.

Фото: AP

Китайцы рекордными темпами строят скоростные железнодорожные магистрали связывая в практически единое целое растущие на глазах агломерации в наиболее успешных прибрежных провинциях. Но при этом будущим суперагломерациям предстоит выдержать конкуренцию с другими растущими агломерациями и найти свою нишу в мировом разделении труда. Кстати, эти условия способствуют распаду единой бюрократической соединительной ткани современных государств, главными акторами мировой политики станут именно эти супертерритории или группы таковых.

Не исключено, что часть средних и крупных городов просто отомрет. Это уже происходило в истории. Но современные миллионники, которые не сумеют стать лидерами агломераций, может ожидать иная судьба. Деградация экономической основы таких городов создает безработицу, приводит к падению уровня жизни, сокращению социальной инфраструктуры, оттоку наиболее способных и компетентных людей на более успешные территории. Параллельно идет миграция маргиналов, криминализация, агородползучим образом превращается в густонаселенные трущобы, не прекращая своего существования.

В декабре газета "Ведомости" со ссылкой на администрацию президента и правительство России опубликовала проект формирования на территории России 20 городских агломераций. Как рассчитывают авторы плана, в них можно будет сосредоточить почти все трудоспособное население страны.

Регионы весьма оперативно отреагировали на предложения из администрации президента, в некоторых уже успели обсудить вопросы реализации таких схем. В частности, произошло это в Томске. На совещании у губернатора говорилось о том, что в основу ляжет схема территориального планирования, которая была разработана по заказу мэрии Томска Институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург), сообщает "Сибинфо".

А 22 декабря в администрации Алтайского края была презентована схема территориального планирования Барнаульской агломерации. В перекличке будущих агломераций участвует и Новосибирск. "Процесс создания Новосибирской, и не только Новосибирской, но и Куйбышевско-Барабинской агломерации очень актуален, особенно Новосибирской — это, конечно, будет первая агломерация", — заявил 21 декабря губернатор области Василий Юрченко, сообщил Интерфакс.

Но уже 24 декабря в рамках программы "Итоги года с президентом России" в прямом эфире президент Медведев заявил: "Нам надо рассредоточиваться по всей территории страны. Надо распространяться по территории, это очень важно и геополитически, и для будущего".

Читайте также: "Дикий рынок родных веб-разработок"

Агрессивная урбанизация, утверждают эксперты, приведет к появлению проблем в сфере общественного транспорта, связывающего мегагорода с пригородами и внешними районами. Следствием высокой плотности городского населения уже стали пробки и затрудненное движение на дорогах. Беспрецедентная урбанизация привела к тому, что в пригородных областях наблюдается недостаток общественного транспорта.

 

Фото: AP

Не существует и глобальных концептуально новых энергетических решений для подобных "человейников". Альтернативная энергетика еще слишком слаба и нестабильна для обеспечения таких объемов. Ныне предлагаемые решения больше подходят для индивидуальных домов, а общий вектор — энергетическая автономизация зданий и создание небольших эффективных поселений. Это в полной мере подходит к решениям освоения российских территорий или их реколонизации, но гипергорода не смогут прожить без огромных объемов углеводородного потребления и крупных АЭС.

Часть стран просто вынуждена следовать стратегии создания мегагородов. В частности, это Китай и Индия, которым потребуется построить 50 новых городов для того, чтобы удовлетворить стремительный экономический и демографический рост. годовой темп прироста населения этих стран превысит 0, 9%, а среднегодовой темп увеличения ВВП — будет выше 6%.

На повестке дня — перенаселенность, пробки и социально-экономические трудности, например нагрузка на экосистему, нерегулируемый рынок недвижимости и недостаточная его развитость, констатируют специалисты Frost & Sullivan.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить