Мегагорода всосут весь наш мир

В ближайшие пятнадцать лет процессы урбанизации и концентрации людей в огромных агломерациях будет продолжаться, полагают эксперты Frost & Sullivan. К 2025 году в мегагородах будут проживать уже 60% всего населения мира, около 4, 5 млрд человек. Наиболее активно этот процесс будет происходить в развивающихся странах, особенно в Индии и Китае.

По данным нового исследования глобальной консалтинговой компании Frost & Sullivan "Влияние урбанизации и развития мегагородов на мобильность и планирование автомобильных технологий", к 2025 году в мире будет около 30 мегагородов с общей численностью населения свыше 10 млн человек. На сегодняшний день в мире насчитывается 22 мегагорода.

Читайте также: "Saxo Bank шокировал "предсказаниями"

Как полагают эксперты, свыше половины населения мира сконцентрируют агломерации на территории развивающихся стран. В них будет фиксироваться наиболее мощный рост экономики. Как прогнозирует Frost & Sullivan, ВВП мегагородов развивающихся стран будет увеличиваться со скоростью 4, 42% в год, тогда как годовой темп роста ВВП аналогичных мегагородов развитых стран составит 1, 63%.

Увлечение мегагородами в рамках теорий глобализации — давний геоэкономический тренд, который получил новый смысловой толчок в условиях кризиса. Если раньше говорили о глобальных городах, то теперь растущая неэффективность части крупных городов вынуждает решать вопросы их будущего старым путем увеличения занимаемого пространства и втягиванием новых территорий. Правда, все это подается под соусом инновационности и применения новых технологий.

Читайте также: "Лампочки Ильича" уходят в прошлое"

В процессе перестройки современной экономики крупные города должны видоизменить себя и не просто использовать новые технологии в строительстве, коммунальном хозяйстве и транспортной инфраструктуре, но и стать мощными центрами нового экономического роста.

США готовятся встретить новые времена, сосредоточив основное население и научно-промышленный потенциал в 14 ключевых суперрегионах. В ЕС уже определены 20 городов, которые станут экспериментальными площадок в области построения новой архитектуры эффективного использования ресурсов.

Фото: AP

Китайцы рекордными темпами строят скоростные железнодорожные магистрали связывая в практически единое целое растущие на глазах агломерации в наиболее успешных прибрежных провинциях. Но при этом будущим суперагломерациям предстоит выдержать конкуренцию с другими растущими агломерациями и найти свою нишу в мировом разделении труда. Кстати, эти условия способствуют распаду единой бюрократической соединительной ткани современных государств, главными акторами мировой политики станут именно эти супертерритории или группы таковых.

Не исключено, что часть средних и крупных городов просто отомрет. Это уже происходило в истории. Но современные миллионники, которые не сумеют стать лидерами агломераций, может ожидать иная судьба. Деградация экономической основы таких городов создает безработицу, приводит к падению уровня жизни, сокращению социальной инфраструктуры, оттоку наиболее способных и компетентных людей на более успешные территории. Параллельно идет миграция маргиналов, криминализация, а город ползучим образом превращается в густонаселенные трущобы, не прекращая своего существования.

В декабре газета "Ведомости" со ссылкой на администрацию президента и правительство России опубликовала проект формирования на территории России 20 городских агломераций. Как рассчитывают авторы плана, в них можно будет сосредоточить почти все трудоспособное население страны.

Регионы весьма оперативно отреагировали на предложения из администрации президента, в некоторых уже успели обсудить вопросы реализации таких схем. В частности, произошло это в Томске. На совещании у губернатора говорилось о том, что в основу ляжет схема территориального планирования, которая была разработана по заказу мэрии Томска Институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург), сообщает "Сибинфо".

А 22 декабря в администрации Алтайского края была презентована схема территориального планирования Барнаульской агломерации. В перекличке будущих агломераций участвует и Новосибирск. "Процесс создания Новосибирской, и не только Новосибирской, но и Куйбышевско-Барабинской агломерации очень актуален, особенно Новосибирской — это, конечно, будет первая агломерация", — заявил 21 декабря губернатор области Василий Юрченко, сообщил Интерфакс.

Но уже 24 декабря в рамках программы "Итоги года с президентом России" в прямом эфире президент Медведев заявил: "Нам надо рассредоточиваться по всей территории страны. Надо распространяться по территории, это очень важно и геополитически, и для будущего".

Читайте также: "Дикий рынок родных веб-разработок"

Агрессивная урбанизация, утверждают эксперты, приведет к появлению проблем в сфере общественного транспорта, связывающего мегагорода с пригородами и внешними районами. Следствием высокой плотности городского населения уже стали пробки и затрудненное движение на дорогах. Беспрецедентная урбанизация привела к тому, что в пригородных областях наблюдается недостаток общественного транспорта.

 

Фото: AP

Не существует и глобальных концептуально новых энергетических решений для подобных "человейников". Альтернативная энергетика еще слишком слаба и нестабильна для обеспечения таких объемов. Ныне предлагаемые решения больше подходят для индивидуальных домов, а общий вектор — энергетическая автономизация зданий и создание небольших эффективных поселений. Это в полной мере подходит к решениям освоения российских территорий или их реколонизации, но гипергорода не смогут прожить без огромных объемов углеводородного потребления и крупных АЭС.

Часть стран просто вынуждена следовать стратегии создания мегагородов. В частности, это Китай и Индия, которым потребуется построить 50 новых городов для того, чтобы удовлетворить стремительный экономический и демографический рост. годовой темп прироста населения этих стран превысит 0, 9%, а среднегодовой темп увеличения ВВП — будет выше 6%.

На повестке дня — перенаселенность, пробки и социально-экономические трудности, например нагрузка на экосистему, нерегулируемый рынок недвижимости и недостаточная его развитость, констатируют специалисты Frost & Sullivan.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин украинцам о Саакашвили: "Как вы это терпите вообще?!"
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Названа главная составляющая мужской привлекательности
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Ученые: к запахам нужно принюхиваться
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Роскомнадзор требует от соцсетей удалить ряд ресурсов

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры