Экономические последствия довогора Ураины с ЕС

На Украину на Западе поставили капканы

Украина раскалывается на части. Но бойня на Майдане — это еще не самое страшное для ее жителей. Наихудший сценарий в экономическом разрезе случился бы, если бы Украина действительно подписала с Евросоюзом договор на абсолютно невыгодных для себя условиях. Какие губительные капканы приготовил украинской экономике Евросоюз, рассказывают эксперты.

Сами европейцы, а именно Евразийский банк развития (ЕАБР), уже давно оценили выгоды Украины от вступления в то и другое торговое объединение, и выяснили, что от присоединения к Таможенному союзу с Белоруссией, Казахстаном и Россией экономика Украины обогатится за 20 лет на 219 миллиардов долларов, а совокупный прирост ВВП четырех стран составит 1,1 триллион долларов. Что же будет, если Украина укрепит связи с Европой? По подсчетам европейцев, это принесет "осколку СССР" потерю 1,5 процента ВВП. Таким образом экономический эффект от евроинтеграции будет явно отрицательным для Украины.

О том, что убытки для экономики Украины заведомо заложены в соглашение об ассоциации с ЕС, рассказал "Правде.Ру" проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты РФ, директор Института политических исследований, политолог Сергей Марков.

Читайте также: Война войной, а газ по расписанию

"По этому договору об ассоциации Украина и Евросоюз одновременно обнуляют таможенные пошлины на товары, и они могут спокойно ходить туда-сюда. Но при этом у Украины вообще не будет никаких защитных мер, а у Евросоюза оказываются очень мощные защитные меры, — замечает Сергей Марков. — Во-первых, это специальные технические меры, которым не соответствуют украинские товары — это экологические, фитосанитарные и так далее. А второе, — это квоты. По сути рынок Евросоюза высвобождается для двух типов украинских товаров. Первые — это те, которые Украина не производит. Например, бананы Украина может без ограничения поставлять на рынок Евросоюза, или может также поставлять полностью, сколько она хочет, электронику (понятно, что электронику страна почти не производит). Или, например, космические корабли… И второй тип товаров — это те товары, которые Евросоюз предпочитает на чужой территории производить. Это экологически невыгодная горно-металлургическая и химическая промышленность, а также экологически невыгодные товары сельского хозяйства, такие как рапс и подсолнечник — вот они без ограничений".

Что касается всех остальных украинских товаров, то в соглашении закреплен пункт о вводе на них квот, которые, как правило, не превышают 2 процента. "Например, пшеницу Украина выращивает 50 миллионов тонн, для нее квота — только 1 миллион тонн. А куриного мяса Украина производит 1 миллион тонн, а квота 20 тысяч тонн — тоже два процента. И то только в том случае, если Украина еще не меньше 10 тысяч тонн закупит у Евросоюза, то есть фактически квота составляет 1 процент. И так по всему, — рассказывает политолог. — В результате этого украинская экономика получала бы очень жесткий удар".

Возникает вопрос: неужели Украина не знает об этих страшно невыгодных для себя условий? Разумеется, знает, ведь не слепые же чиновники, которые собираются подписывать документ об евроинтеграции! И помимо политической составляющей, здесь присутствует некий идеализированный взгляд на проблему, будто бы эти завышенные требования простимулируют украинских производителей быть лучше, производить более качественный товар и так далее. По крайней мере, именно так должны обосновывать себе данные риски сторонники евроинтеграции. Нам ли, россиянам, не знать, как это делается? Аналогичные мысли высказывались совершенно недавно в преддверии вступления России в ВТО. И не прошло и года, как на Россию был подан первый иск в рамках торгового объединения, ибо условия оказались для нас в высшей степени не выгодными, а намерение защищать свой рынок слишком откровенным.

Читайте также: В Киев прилетел первый жесткий привет из ЕС

Впрочем, с ВТО и его претензиями Украина знакома не понаслышке, поскольку шестой год состоит в рядах участников объединения, уже тогда согласившись на обнуление пошлин по множеству чувствительных для собственной экономики позиций. О том, что потеряла Украина от вступления в ВТО, "Правда.Ру" писала в сентябре этого года в статье "Украина: ВТО подкралась незаметно". С момента вступления в мировую торговую организацию, Украина не раз была втянута в конфликты, связанные с попытками защитить свой рынок, и даже однажды нарвалась на торговые санкции со стороны Турции. Однако для Евросоюза рычагов давления через ВТО, по всей видимости, оказалось мало, поскольку Украина все равно оставалась крайне близка к Таможенному союзу с Белоруссией, Казахстаном и Россией. Новое соглашение, возможность подписания которого вызвала раскол в украинском обществе, не менее беспощадно к украинской экономике, чем предыдущее.

"Предполагается, что ущерб Украине за 10 лет будет больше 100 миллиардов долларов. Из-за невыгодности, несбалансированности договора будет и потеря российского рынка дополнительно — очень серьезный ущерб. Кроме того, будет безработица. Как мы предполагаем, 5 миллионов украинцев, в конечном итоге, могут переехать в Россию, — делится своим мнением Сергей Марков. — В Европу украинцы не поедут. Более того, возможность украинцев ездить в Европу не повысится. Потому что чем более нищая страна, тем больше визовых ограничений. А этот договор принесет нищету в Украину".

Многие эксперты сравнивают будущее Украины с такие евроинтегрированными странами, как Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва. То есть, демократию и свободу, о которой сейчас кричат на Майдане выходцы с западной Украины, они скорее всего получат, но какой ценой?

Читайте также: Инвесторы отвернули носы от США?

"Что касается потенциала Украины в рамках Европейского союза, то безусловно, надо понимать, что Украина, как и другие страны бывшего советского или социалистического пространства, окажется в этом конгломерате стран на вторых ролях. В этом случае для Украины это будет в основном судьба страны со сборочными технологиями, с экспортом трудовых ресурсов, людей, которые уезжают в страны Европы и работают не на лучших местах, в большинстве случаев, опять таки, это будут рабочие неквалифицированных специальностей, — уверен доктор экономических наук и профессор МГУ Александр Бузгалин. - Однако у этой медали есть и вторая сторона. Европейский союз — это система, где хотя бы развиты социальные гарантии, трудовое законодательство, и целый ряд других параметров, которые, к сожалению, в России находятся на зачаточном уровне".

Как особенно подчеркнул экономист, для досконального понимая вопроса важно помнить, что сегодняшняя борьба за Украину — "это не столько борьба между Европой и Россией, сколько борьба украинских олигархов, которым выгоднее кооперировать с Европейским союзом, и украинских и российских олигархов, которым важно сохранить связи Украины и России".

"В значительной степени финансирование и с той, и с другой стороны, и pro и contra, идет со стороны этих структур", — особенно подчеркивает Александр Бузгалин.

Читайте все публикации на эту тему

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить