Россияне стали умнее. Долой дорогостоящие гаджеты!

Ждем падения цен на электронику и бытовую технику?

В марте наблюдатели, следящие за уровнем продаж бытовой техники и электроники, забили тревогу: продажи товаров показали заметное снижение с начала года. Так, рынок планшетов просел на целых 20 процентов, в целом же торговля ноутбуками, мобильниками, стиральными машинами и прочими устройствами сократилась на четыре-семь процента. И это после заметного прошлогоднего подъема на фоне спада в 2015 году. Что же может стоять за этой тенденцией?

Интересно заметить, что поднять продажи ранее популярных гаджетов не смогло даже ранее почти безотказное средство — ряд любимых людьми праздников, когда традиционно принято покупать подарки. Увы, ни Новый год, ни 23 февраля, ни 8 марта в этом году продавцам почти не помогли. То есть, конечно, как раз к "женскому дню" той же электроники дорогих сегментов мужчины брали на подарки любимым дамам побольше, чем обычно. Но особой погоды в общем объеме продаж имиджевые девайсы сделать не смогли. Народ больше предпочитал более бюджетные вещи.

Теперь ритейлеры ломают голову над этой загадкой. Ну, в самом деле, за что им такая напасть? Ладно бы в стране кризис нарастал, курс доллара рвался в запредельную высь, как на дрожжах росли бы коммунальные тарифы. По примеру, скажем, соседней Украины, где за три года "революции гидности" газ подорожал в семь раз, электричество — в 4,5 раза, доллар вырос почти вчетверо — при том, что средняя зарплата (и то, лишь по далеким от реальных доходов людей цифрам Госстата) подросла меньше чем в два раза.

Неудивительно, что украинские СМИ как о громадном достижении пишут об "оживлении продаж электроники и бытовой техники", составивших за девять месяцев прошлого года аж 31 миллиард гривен (около 70 миллиардов рублей). При том, что в России только за первые полгода 2016 года этот рынок составил 570 миллиардов, а ведь население РФ больше украинского всего лишь вчетверо, а не в почти 12 раз, на величину которых различаются объемы проданных в странах гаджетов.

Но ведь в России-то "коммуналка" если и растет, то на проценты, а не в разы, зарплаты в целом стабильны с небольшим ростом, а рубль отыграл у доллара больше десяти процентов его прежней стоимости, что закономерно должно привести и к снижению ценников на электронику, преимущественно импортного происхождения. Однако покупатели почему-то не показывают потребительского энтузиазма хотя бы на уровне прошлого года…

Одна из версий, высказываемая в СМИ экспертами, заключается в том, что, дескать, россияне в 2014–2015 годах закупились до отвала продвинутыми гаджетами и теперь не имеют желания покупать их еще. Еще одна версия: потребители просто ждут адекватного снижения рублевых цен вслед за падением курса американской валюты, которое по многим позициям еще далеко не пропорционально этому падению. Так, например, еще в конце прошлого года многие автодилеры в одним голос заявляли, что снижать стоимость импортируемых в Россию авто они не будут. Дескать, с началом кризиса цены и так были снижены до предела, а потому исстрадавшиеся от такой ситуации ритейлеры желают малость подкормиться увеличением своих реальных доходов. Впрочем автолюбители отчего-то не прониклись проблемами торговцев, предпочитающих получать основной доход не с оборота, а с завышенных цен, и автопродажи с началом текущего года тоже просели на несколько процентов. 

Однако, как видится, вышеупомянутыми мотивами исчерпывающе объяснить снижение покупательского спроса на быттехнику все же сложновато. В самом деле, если подумать, а чего наши сограждане сметали все с полок магазинов электроники в том же 2014 году? Как раз потому, что опасались роста курса доллара и связаных с ним цен на импорт, что, в общем, и произошло в действительности, когда этот курс сделали плавающим.

Но ведь и сейчас-то особой уверенности в курсе ниже 60 рублей за доллар нет. Более того, и дня не проходит, чтобы какой-нибудь топ-чиновник или крупный экономист не сказал, что для госбюджета, отечественного промпроизводства более выгоден курс где-то так 63-67 рублей минимум. Чего ж тогда на волне инфляционных ожиданий народ опять не бежит в магазины: цены ж там пока все равно снижены, пусть, может, и не настолько, как хотелось бы покупателям?

Только ли дело в какой-то затоваренности уже купленными товарами? Да, в общем, эта затоваренность, в том или ином виде, существовала всегда. Что, новый мобильник, холодильник, пылесос мы покупаем только тогда, когда старые вещи уже пора выбрасывать на помойку? В большинстве случаев это происходит под влиянием рекламы, уверяющей, что без какой-то самой по себе полезной новой примочки наша жизнь станет, ну, совсем уж безрадостной. Увы, ради дорогостоящего счастья воспользоваться этой новой функцией приходится покупать новую вещь целиком, отправляя старую технику в лучшем случае на полку в кладовке. А потом через полгода (а то и раньше) реклама вновь начнет соблазнять нас очередным "прорывом во флагманской модели", тем самым подсознательно стимулируя новую замену собственного электронно-бытового парка.

На Западе подобные тенденции доходят порой до откровенного абсурда. Так, по статистике нескольколетней давности, в Англии взрослые меняют мобильные телефоны каждые полгода, а подростки — раз в три месяца. Ну ладно дети — им хочется похвастаться перед сверстниками собственной крутостью и возможностью играть в самую свежую версию "Сердитых птиц" без малейших зависаний. Но взрослым-то зачем сдалась бешеная гонка за все новые и новые ядра процессоров, объем памяти, мегапиксели камеры? Чтобы распечататать хорошую фотографию формата А4, достаточно всего шесть мегапикселей, для получения "лайков" в соцсетях хватит и возможностей дешевой "вебки", профессиональный снимок на смартфоне все равно не получишь, но мировые производители электроники соблазняют покупателей уже 18-мегапиксельными камерами на своих девайсах, и это, похоже, еще не предел.

Но на вышеупомянутом Западе манипуляции с потребительским спросом, пусть уже и ставшим откровенно иррациональным, по крайней мере, стимулируюет производство и тем самым рост экономики. Однако для России, где все эти игрушки не производятся (во всяком случае в заметных количествах), потребительская лихорадка приводит лишь к повышенному расходованию валюты для импортных закупок, которую все еще процентов на пятьдесят приходится получать лишь за счет продажи нефти, тем самым завися от пресловутой "нефтяной иглы" и соответствующей политики Саудовской Аравии, США и других крупных игроков энергетического рынка.

Собственно, ситуация в сфере продаж имиджевой техники больше всего напоминает торговлю европейских купцов с Африкой, Индией и другими новооткрытыми территориями в XVI-XVII веках. Когда туда поставлялись копеечные при массовом фабричном производстве стеклянные бусы, зеркальца и другие безделушки, а купцы получали за них золото, слоновую кость, черное дерево и прочие настоящие ценности. С тех пор прошли сотни лет, но данный принцип по-прежнему является основополагающим в нынешней системе элегантного неоколониализма. Когда "золотой миллиард" выкачивает все соки из остального мира не с помощью грубых колониальных захватов, а эффективно используя ценовые ножницы между сырьевыми и высокотехнологичными, но при этом очень дешевыми по реальной себестоимости товарами.

Так что, как ни жалко владельцев и сотрудников сетей, торгующих преимущественно импортом, но снижение у них продаж окажет на российскую экономику в целом лишь благотворное действие. Деньги-то, заработанные россиянами, в никуда не уходят — они просто тратятся на что-то другое. В частности, на питание, досуг. Да даже и на более дешевую технику отечественного производства...

В конце концов, лишь небольшая часть средств за прежде ежегодно покупаемый имиджевый смартфон идет не на зарплату продавцам и не в качестве налогов в госбюджет. Значительно больше пойдет рабочим завода, расположенного где-нибудь в Китае или Малайзии, а львиная доля достанется владельцам этого завода из США, ЕС или Японии. А вот если российский покупатель эти сэкономленные деньги потратит хотя бы даже во время туристической поездки по российским просторам: на бензин для авто, покупку еды по дороге, ночевки в придорожных гостиницах и т. д., — они действительно принесут немалую пользу отечественной экономике.

Конечно, вряд ли обычные граждане при решении отказаться от новых покупок руководствуются такими макроэкономическими соображениями, больше исходя из простой житейской мудрости: "Зачем покупать лучшее вместо вполне сносно работающего хорошего?". Особенно если денег не так много, как хотелось бы. Но в любом случае снижение интереса россиян к покупкам ради покупок, постепенному отказу от бездумных стереотипов общества потребления не может не радовать.

Читайте также:

Российский ОПК поможет "гражданке"

"Рождественские распродажи — это обман"

Торговля онлайн: польза и противопоказания

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить