Ждем падения цен на электронику и бытовую технику?

В марте наблюдатели, следящие за уровнем продаж бытовой техники и электроники, забили тревогу: продажи товаров показали заметное снижение с начала года. Так, рынок планшетов просел на целых 20 процентов, в целом же торговля ноутбуками, мобильниками, стиральными машинами и прочими устройствами сократилась на четыре-семь процента. И это после заметного прошлогоднего подъема на фоне спада в 2015 году. Что же может стоять за этой тенденцией?

Интересно заметить, что поднять продажи ранее популярных гаджетов не смогло даже ранее почти безотказное средство — ряд любимых людьми праздников, когда традиционно принято покупать подарки. Увы, ни Новый год, ни 23 февраля, ни 8 марта в этом году продавцам почти не помогли. То есть, конечно, как раз к "женскому дню" той же электроники дорогих сегментов мужчины брали на подарки любимым дамам побольше, чем обычно. Но особой погоды в общем объеме продаж имиджевые девайсы сделать не смогли. Народ больше предпочитал более бюджетные вещи.

Теперь ритейлеры ломают голову над этой загадкой. Ну, в самом деле, за что им такая напасть? Ладно бы в стране кризис нарастал, курс доллара рвался в запредельную высь, как на дрожжах росли бы коммунальные тарифы. По примеру, скажем, соседней Украины, где за три года "революции гидности" газ подорожал в семь раз, электричество — в 4,5 раза, доллар вырос почти вчетверо — при том, что средняя зарплата (и то, лишь по далеким от реальных доходов людей цифрам Госстата) подросла меньше чем в два раза.

Неудивительно, что украинские СМИ как о громадном достижении пишут об "оживлении продаж электроники и бытовой техники", составивших за девять месяцев прошлого года аж 31 миллиард гривен (около 70 миллиардов рублей). При том, что в России только за первые полгода 2016 года этот рынок составил 570 миллиардов, а ведь население РФ больше украинского всего лишь вчетверо, а не в почти 12 раз, на величину которых различаются объемы проданных в странах гаджетов.

Но ведь в России-то "коммуналка" если и растет, то на проценты, а не в разы, зарплаты в целом стабильны с небольшим ростом, а рубль отыграл у доллара больше десяти процентов его прежней стоимости, что закономерно должно привести и к снижению ценников на электронику, преимущественно импортного происхождения. Однако покупатели почему-то не показывают потребительского энтузиазма хотя бы на уровне прошлого года…

Одна из версий, высказываемая в СМИ экспертами, заключается в том, что, дескать, россияне в 2014–2015 годах закупились до отвала продвинутыми гаджетами и теперь не имеют желания покупать их еще. Еще одна версия: потребители просто ждут адекватного снижения рублевых цен вслед за падением курса американской валюты, которое по многим позициям еще далеко не пропорционально этому падению. Так, например, еще в конце прошлого года многие автодилеры в одним голос заявляли, что снижать стоимость импортируемых в Россию авто они не будут. Дескать, с началом кризиса цены и так были снижены до предела, а потому исстрадавшиеся от такой ситуации ритейлеры желают малость подкормиться увеличением своих реальных доходов. Впрочем автолюбители отчего-то не прониклись проблемами торговцев, предпочитающих получать основной доход не с оборота, а с завышенных цен, и автопродажи с началом текущего года тоже просели на несколько процентов. 

Однако, как видится, вышеупомянутыми мотивами исчерпывающе объяснить снижение покупательского спроса на быттехнику все же сложновато. В самом деле, если подумать, а чего наши сограждане сметали все с полок магазинов электроники в том же 2014 году? Как раз потому, что опасались роста курса доллара и связаных с ним цен на импорт, что, в общем, и произошло в действительности, когда этот курс сделали плавающим.

Но ведь и сейчас-то особой уверенности в курсе ниже 60 рублей за доллар нет. Более того, и дня не проходит, чтобы какой-нибудь топ-чиновник или крупный экономист не сказал, что для госбюджета, отечественного промпроизводства более выгоден курс где-то так 63-67 рублей минимум. Чего ж тогда на волне инфляционных ожиданий народ опять не бежит в магазины: цены ж там пока все равно снижены, пусть, может, и не настолько, как хотелось бы покупателям?

Только ли дело в какой-то затоваренности уже купленными товарами? Да, в общем, эта затоваренность, в том или ином виде, существовала всегда. Что, новый мобильник, холодильник, пылесос мы покупаем только тогда, когда старые вещи уже пора выбрасывать на помойку? В большинстве случаев это происходит под влиянием рекламы, уверяющей, что без какой-то самой по себе полезной новой примочки наша жизнь станет, ну, совсем уж безрадостной. Увы, ради дорогостоящего счастья воспользоваться этой новой функцией приходится покупать новую вещь целиком, отправляя старую технику в лучшем случае на полку в кладовке. А потом через полгода (а то и раньше) реклама вновь начнет соблазнять нас очередным "прорывом во флагманской модели", тем самым подсознательно стимулируя новую замену собственного электронно-бытового парка.

На Западе подобные тенденции доходят порой до откровенного абсурда. Так, по статистике нескольколетней давности, в Англии взрослые меняют мобильные телефоны каждые полгода, а подростки — раз в три месяца. Ну ладно дети — им хочется похвастаться перед сверстниками собственной крутостью и возможностью играть в самую свежую версию "Сердитых птиц" без малейших зависаний. Но взрослым-то зачем сдалась бешеная гонка за все новые и новые ядра процессоров, объем памяти, мегапиксели камеры? Чтобы распечататать хорошую фотографию формата А4, достаточно всего шесть мегапикселей, для получения "лайков" в соцсетях хватит и возможностей дешевой "вебки", профессиональный снимок на смартфоне все равно не получишь, но мировые производители электроники соблазняют покупателей уже 18-мегапиксельными камерами на своих девайсах, и это, похоже, еще не предел.

Но на вышеупомянутом Западе манипуляции с потребительским спросом, пусть уже и ставшим откровенно иррациональным, по крайней мере, стимулируюет производство и тем самым рост экономики. Однако для России, где все эти игрушки не производятся (во всяком случае в заметных количествах), потребительская лихорадка приводит лишь к повышенному расходованию валюты для импортных закупок, которую все еще процентов на пятьдесят приходится получать лишь за счет продажи нефти, тем самым завися от пресловутой "нефтяной иглы" и соответствующей политики Саудовской Аравии, США и других крупных игроков энергетического рынка.

Собственно, ситуация в сфере продаж имиджевой техники больше всего напоминает торговлю европейских купцов с Африкой, Индией и другими новооткрытыми территориями в XVI-XVII веках. Когда туда поставлялись копеечные при массовом фабричном производстве стеклянные бусы, зеркальца и другие безделушки, а купцы получали за них золото, слоновую кость, черное дерево и прочие настоящие ценности. С тех пор прошли сотни лет, но данный принцип по-прежнему является основополагающим в нынешней системе элегантного неоколониализма. Когда "золотой миллиард" выкачивает все соки из остального мира не с помощью грубых колониальных захватов, а эффективно используя ценовые ножницы между сырьевыми и высокотехнологичными, но при этом очень дешевыми по реальной себестоимости товарами.

Так что, как ни жалко владельцев и сотрудников сетей, торгующих преимущественно импортом, но снижение у них продаж окажет на российскую экономику в целом лишь благотворное действие. Деньги-то, заработанные россиянами, в никуда не уходят — они просто тратятся на что-то другое. В частности, на питание, досуг. Да даже и на более дешевую технику отечественного производства...

В конце концов, лишь небольшая часть средств за прежде ежегодно покупаемый имиджевый смартфон идет не на зарплату продавцам и не в качестве налогов в госбюджет. Значительно больше пойдет рабочим завода, расположенного где-нибудь в Китае или Малайзии, а львиная доля достанется владельцам этого завода из США, ЕС или Японии. А вот если российский покупатель эти сэкономленные деньги потратит хотя бы даже во время туристической поездки по российским просторам: на бензин для авто, покупку еды по дороге, ночевки в придорожных гостиницах и т. д., — они действительно принесут немалую пользу отечественной экономике.

Конечно, вряд ли обычные граждане при решении отказаться от новых покупок руководствуются такими макроэкономическими соображениями, больше исходя из простой житейской мудрости: "Зачем покупать лучшее вместо вполне сносно работающего хорошего?". Особенно если денег не так много, как хотелось бы. Но в любом случае снижение интереса россиян к покупкам ради покупок, постепенному отказу от бездумных стереотипов общества потребления не может не радовать.

Читайте также:

Российский ОПК поможет "гражданке"

"Рождественские распродажи — это обман"

Торговля онлайн: польза и противопоказания

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Выход iPhone 6S - палаточные лагеря по всему миру

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
США в сговоре с ИГИЛ: боевики Сирии хотят превратить Дейр-эз-Зор в неприступный бастион
Неуязвимые ракеты Кима
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
На учениях "Запад-2017" Россия применила реактивные танки
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Путин обратился к участникам и гостям фестиваля "Вся Россия-2017" с приветствием
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
На Мексику надвигается ураган "Пилар"
Провинциальной учительнице дали условный срок за совращение восьмиклассника
Палестинский Нострадамус предрек США страшную гибель
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона
Почему президент Афганистана поет дифирамбы Дональду Трампу?
Дагестанец языком изнасиловал женщину
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Меркель объяснила, почему не хочет признавать присоединение Крыма к России
Лавров рассказал, почему США не станут бомбить КНДР
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"
Владимир Путин: "Нам нужен свой региональный самолет"