The New York Times: конец эпохи?

Появившиеся в конце января слухи о возможном приобретении газеты The New York Times известным миллиардером Дональдом Трампом вызвали переполох среди аналитиков. Переход солидного, респектабельного издания в руки бизнесмена с неоднозначной репутацией — это не просто бизнес-сделка. Подобное приобретение отражает глубинные процессы, происходящие в мире печатной прессы и масс-медиа в целом: прежние бизнес-модели и редакционные концепции больше не работают.

Пользующееся непререкаемым авторитетом во всем мире издание The New York Times, первый номер которой вышел в 1851 году, вот уже более ста лет (с 1896 года) принадлежит клану Сульцбергеров. Эта семья настолько крепко держит в руках бразды правления корпорацией (в которую, помимо самой NYT, входят издания The International Herlad Tribune и The Boston Globe вместе с их бумажными и электронными приложениями), что на их хватку не могли повлиять никакие антитрестовские и антимонопольные законы. Представить компанию под чьим-то иным управлением до последнего времени было просто невозможно.

Тем не менее, первый звоночек, свидетельствующий о вероятной смене владельца, прозвенел еще летом 2012 года, когда в прессе заговорили о намерении Майкла Блумберга приобрести The New York Times Company. Однако Блумберг — солидный бизнесмен и политик, мэр Нью-Йорка и владелец новостного агентства Bloomberg. Совсем иное дело Дональд Трамп. Он тоже миллиардер и имеет прямое отношение к масс-медиа (известен как продюсер и ведущий реалити-шоу "Кандидат"). Однако его стиль жизни и манера общения делают из него enfant terrible высшего света. И вдруг респектабельнейшая NYT окажется в руках этого парвеню? Это решительно невозможно!

Читайте также: Вручена премия злейшим врагам природы

Представители семьи Сульцбергеров изо всех сил опровергают подобные слухи. Так, издатель газеты и председатель совета директоров компании Артур Сульцбергер-младший громко рассмеялся в ответ, когда его спросили о возможной продаже во время приема в Давосе. Трамп же на аналогичные вопросы отвечает в свойственной ему манере: "Я полагаю, что многие читатели надеялись бы на это". Понимай, как хочешь.

Между тем, положение издания ухудшается на глазах. Еще два месяца назад, в начале декабря, тот же Сульцбергер мрачно констатировал: "Рекламный климат остается неустойчивым, и мы не видим, как ситуация может измениться в обозримом будущем". Сразу же вслед за этой сентенцией на компанию обрушились сокращения, коснувшиеся рекламного отдела, службы безопасности и — самое печальное — новостной редакции. Штат последней сократился аж до уровня 2003 года.

Большинство аналитиков, услышав такую новость, удовлетворенно хмыкнули: проблемы NYT точно по лекалу ложатся в давно предсказанный тренд отмирания печатной прессы. Впервые об этом заговорили лет пять назад, и с каждым годом эта теория находила все больше подтверждений: газеты и журналы стремительно теряли тиражи, уходили подписчики — надежная старая гвардия, на которую всегда могли опереться редакции, а рекламодатели (за счет которых, в основном, и выживает печатная пресса) все чаще предпочитали интернет-аудиторию. Дошло до того, что некоторые аналитики начали уверенно называть время конца эпохи печатной прессы — 2030 год, время, когда уйдут последние поклонники шуршащих страниц и запаха свежей типографской краски. Но с той же скоростью, с какой теряла аудиторию печатная пресса, росло количество поклонников интернет-медиа.

В конце концов издатели и сами поверили в этот тренд — и лихорадочно бросились развивать интернет-подразделения. Однако скоро выяснилось, что дело это не только весьма затратное, но и вообще сложное. Начнем с того, что, в отличии от устоявшейся аудитории печатных изданий (у гламура — своя, у бизнес-прессы — своя), интернет-читатель настолько разношерстен, что вообще трудно понять, чего он хочет. Некоторые эксперты радикально призывали отказаться от традиционной журналистики, а медиаструктуры превратить в эдакие агрегаторы, которые собирали бы контент, произведенный независимыми блогерами. Другие, напротив, указывали на успех iPad-приложения New Yorker, делавшего ставку именно на качественную журналистику и иной уникальный контент.

Другим камнем преткновения стала монетизация виртуальной прессы. Доходы от рекламы не покрывают всех затрат на производство высокотехнологичного продукта — стало быть, следует брать деньги за доступ к содержанию? Но как? Не вдаваясь в подробности, заметим, что издатели перебрали множество вариантов, однако ни один из них не оказался панацеей. В итоге проблемы возникли уже не только у интернет-версий печатных изданий: в декабре прошлого года стало известно о ликвидации интернет-журнала The Daily, созданного в империи медиамагната Руперта Мердока в виде специального приложения для Apple iPad.

При запуске интернет-медиа в начале 2011 года ему прочили невероятный успех, а сам Мердок фонтанировал оптимизмом: "Не будет бумаги, не будет печатных станков за миллионы долларов, поэтому все сэкономленные средства мы пустим на благо наших читателей. Целевая аудитория — 50 миллионов американцев, которые к следующему году должны стать обладателями планшетов". И что же? Просуществовав менее двух лет, The Daily тихо испустил дух, несмотря на всемерную поддержку сразу двух монстров — самой News Corporation Мердока и Apple.

Читайте также: ФСБ займется защитой от кибератак

Отступая чуть в сторону, заметим, что вышеописанные проблемы печатной прессы характерны и для России. К примеру, одно из крупнейших медиабайинговых и рекламных агентств не только страны, но и СНГ и всей Восточной Европы — группа компаний "Видео Интернешнл" — в прошлом году ликвидировала свой департамент "ВИ Пресс", занимавшийся размещением рекламы в газетах и журналах. Параллельно с этим, наши традиционные издания — к примеру, "Ведомости" — пробуют пройти по протоптанной западными масс-медиа тропке монетизации контента — насколько можно судить, пока не очень успешно.

Словом, проблемы The New York Times действительно отражают в себе кризис современной прессы, а, пожалуй — и массмедиа в целом. Как знать, может, для поиска верного пути выхода из него и нужен предприниматель масштаба безбашенного Дональда Трампа? И если преодоление кризиса начнется с одной из старейших в мире газет — это будет вполне логично.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Болгары на учениях отказались стрелять по мишеням, напоминающим русских солдат
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Почему нашему государству пора объявить войну офшорам
Рост цен и доходы россиян: главные задачи правительства — Никита МАСЛЕННИКОВ
Новый миропорядок: против России нет шансов — Владимир ГРОМОВ
Как Дональд Трамп внезапно полюбил кровавого маньяка
На Россию надвигается мощнейший холодный фронт
О чем говорили Путин и Паролин — ЭКСПЕРТЫ
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
О чем говорили Путин и Паролин — ЭКСПЕРТЫ
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Звезды призывают молиться за здоровье Хворостовского
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Кравчук: Украина "кинула" Россию с Крымом в 1991 году
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона