Эксперты с трудом нашли в России бедных

За период с 1998 по 2009 годы число домохозяйств с доходом ниже черты бедности в России снизилось с 38% до 3%. К таким выводам пришли эксперты по результатам международного мониторинга экономических условий в России (RLMS), который проводится на протяжении 15 лет. По данным исследователей, 3% — это минимальный показатель за все время наблюдений.

Уровень крайней бедности (когда доходы семьи находятся на уровне 50% и ниже прожиточного минимума) составил 1,1%, что также является самым низким показателем.
В 2008 году уровень бедности составил 4%.

Если верить исследованию, Россия добилась неплохих результатов в борьбе с бедностью. Улучшилась ситуация среди наиболее уязвимых слоев населения — детей и стариков. Число детей, живущих в крайней бедности, уменьшилось с 3,1% в ноябре 2008 года до 1,4% в ноябре 2009-го. Бедность среди пожилого населения уменьшилась в 2,5 раза — с 1,5% до 0,6%. Среди пожилых людей сейчас только один из тысячи проживает в домохозяйстве с доходами менее половины черты бедности.

Читайте также: "Российские миллиардеры не обеднели"

Если смотреть по регионам, самый низкий уровень бедности зафиксирован в Москве, Санкт-Петербурге (1,3 % в Центрально-Черноземном районе (1,6%). Больше всего детей, живущих в бедности, в Сибири и на Дальнем Востоке (9,8%).

Кризис нашел отражение в результатах исследования RLMS. Он сказался и на доходах и на расходах населения. За период с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года средний реальный доход домохозяйств уменьшился на 6%, и это первое снижение доходов, зафиксированное после 1998 года, отмечается в исследовании. Расходы домохозяйств с ноября 2008 года по ноябрь 2009 года в среднем сократились на 12%. Это также первое снижение расходов после 1998 года.

При этом общие реальные расходы в настоящее время находятся выше пикового уровня, наблюдавшегося в 1993 и 1994 годах, на 22%, что, впрочем, скорее всего отражает традиционно высокий рост российских цен и тарифов.

Однако важнейший критерий бедности — доля трат на еду в семейном бюджете снижалась довольно активно. Средняя доля бюджета, расходуемая на питание, упала до 44%, в 1993–1994 годах на еду тратили 73% доходов.

Фото: AP

Владение предметами длительного пользования не показывает, что россияне стали жить намного хуже. Так, цветной телевизор есть у 96,3% семей. Практически каждая вторая семья имеет персональный компьютер, хотя в 2000 году он был лишь в каждой четвертой семье. Увеличился за последний год доступ к Интернету: 44% имеют частичный доступ, 31% имеют Интернет дома. Выросла доля домохозяйств, имеющих машину или грузовик, но при этом до уровня 1994 года снизилось число тех, у кого есть дачи, констатирует "Российская газета".

При этом расходы на непродовольственные товары снизились за прошлый год на 14%. Снижение расходов коснулось практически всех непродовольственных товаров. Наибольшее снижение расходов — на товары длительного пользования и отдых. При этом расходы на коммунальные услуги возросли.

На вопрос "Довольны ли вы своей жизнью в целом?" 44% респондентов в конце 2009 года ответили, что совершенно довольны или в целом довольны. А восемь лет назад удовлетворенность жизнью отметили 24% россиян. 33% жителей нашей старны не совсем довольны или совсем недовольны жизнью. В 2000 году процент неудовлетворенности был 59%.

Читайте также: "Россияне в семь раз беднее европейцев"

Количественные исследований зависимостей счастья от доходов является одним из наиболее спорных, но вместе с тем перспективных и интересных направлений. Еще в начале 1970 года Ричард Истерлин обнаружил так называемый парадокс, который и был назван его именем.

"Парадокс Истерлина" состоит в том, что уровень удовлетворенности жизнью растет с повышением доходов только у бедных. А вот когда доход достигает среднедушевого дохода в развитых странах (ситуация "как у всех"), дальнейший рост доходов практически не коррелирует с ростом субъективного ощущения счастья.

Внутристрановые и межстрановые исследования показывают наличие практически линейной зависимости между уровнем дохода и ощущением счастья. При этом она является практически идентичной для богатых, и для бедных.

Коэффициент зависимости составляет примерно 0,2-0,4, то есть, при прочих равных увеличение дохода на 10% приводит к росту счастья на 0,02-0,04 балла по шкале от 1 до 10. При этом люди почти никогда не выбирают крайние значения на этой шкале; среднеквадратичное отклонение уровня счастья равное примерно 2,5 балла, отмечает ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев.

Интересно, что в развитых странах характерна немонотонная зависимость уровня счастья от возраста. Вплоть до достижения "среднего возраста" (35-40 лет) удовлетворенность жизнью с возрастом снижается. После "среднего возраста" — растет. Как отмечает эксперт, исключением являются как раз переходные экономики: здесь счастье снижается с возрастом монотонно.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Борис Яременко
Борис Яременко — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить