Япония проиграла войну Штатам из-за нефти

Цена нефти в отрубленных головах

Трудно сегодня найти человека, который бы не понимал роли нефти в обществе. Именно нефть была главной целью и нередко главным оружием в войнах двадцатого века, в особенности в годы Второй мировой войны. Как именно нефть "воевала" и каким образом ее цену можно было измерить в отрубленных головах, а также где и как это происходило? Необычнфй ракурс.

Что может быть, если нефти мало?

Началось все в период обострения отношений между Японией и США, когда президент Рузвельт ввел эмбарго на поставки сырой нефти Стране восходящего солнца. И это был чувствительный удар, так как на собственных месторождениях в 1939–1940 годах Япония добывала всего каких-то 2,7 миллиона баррелей нефти в год. Около миллиона баррелей нефти поступало из оккупированной Кореи и Манчжурии, столько же продавал СССР с острова Сахалин, и добывалось еще на Тайване. И все! Производство синтетического топлива по американскому патенту на предприятиях коксохимии было вообще ничтожно, и что было делать островной Японии, если 80 процентов необходимой ей нефти она ввозила из Мексики и США?!

Американские аналитики после введения эмбарго решили, что следующим ходом будет бросок Империи на юг в Индонезию, и жестоко в этом просчитались. Впрочем, к 25 июля 1941 года, то есть к моменту объявления эмбарго со стороны США, Япония имела на складах двухлетний запас топлива мирного времени и годичный запас военного. Кроме того, велись переговоры с Мексикой о продаже перспективных нефтяных полей и с правительствами Голландии в изгнании и Виши о возможности эксплуатации нефтяных полей в Ост Индии, так что определенная фора у японцев была. Все это продолжалось до 7 декабря 1941 года, а утром 7-ого японские самолеты атаковали Перл-Харбор и США вступили во Вторую мировую войну.

Ошибка адмирала Нагумо

Сама по себе эта операция (внешне вроде бы очень эффектная) с военной точки зрения была большой ошибкой! Пилоты предлагали нанести удар не только по кораблям, но и по находившимся на берегу резервуарам с горючим, однако адмирал Нагумо посчитал, что и так сделано практически все возможное, и приказал отступить. Между тем, в этих емкостях находилось 4,5 миллиона баррелей мазута — запас, который сами американцы завозили туда целых 10 лет! Поврежденные корабли можно было поднять и починить, а вот десяти лет, чтобы вновь завести в Перл-Харбор достаточное количество топлива у американцев просто не было! Недаром адмирал Нимиц впоследствии писал, что "если бы японцы уничтожили их, для чего хватило бы несколько пулеметов 50-ого калибра, то война затянулась бы еще на два года" — эффективно воевать из Калифорнии американским кораблям было бы практически невозможно. Однако никто из высших чинов военно-морского флота Японии об этом просто не подумал, и все случилось так, как случилось!

Битва за нефть

Зато уже 14 февраля 1942 батальон японских парашютистов высадился в Индонезии и захватил два нефтеперегонных завода компаний Шелл и Стандарт. Скоро японцы добрались и до богатейших нефтяных приисков Баликпапана на Борнео. В результате уже к маю 1942 года японцы, наконец-то, добились того, чего Гитлер не сумел добиться в Европе — обеспечили для Японии полную топливную независимость. Теперь она смогла получать 18 миллионов баррелей нефти в год, чего хватало на все. Впрочем, американцы очень скоро ответили ударом на удар.

Летом 1942 года американская субмарина "Гренадер" торпедировала и потопила судно "Тайо Мару", на котором в Ост-Индию плыло более 1000 специалистов по нефтедобыче и инженеров-нефтянников, практически весь цвет японской нефтяной индустрии. 780 человек из них погибло.

Затем американские дешифровщики раскрыли код японского радиообмена, и получили доступ ко всем маршрутам японских перевозок. Все силы, и главным образом стаи подводных лодок, были брошены на перехват танкеров, и к концу войны это дало впечатляющий результат — сто десять японских танкеров с нефтью отправились на морское дно. Генерал Лемей получил в свое распоряжение все базирующееся на Гуаме самолеты с одним единственным приказом — бомбить все, что производит и перевозит топливо.

Читайте также: Америка помнит японский щелчок

И вот тут командование Объединенного Флота Японии проявило редкостную самонадеянность. Только к концу 1943 года там сообразили, к каким последствиям этоможетпривести,иорганизовали конвои для танкеров, но было уже поздно, так как такую убыль в судах не так-то легко преодолеть! А, кроме того, топливный голод коснулся и самого флота. Топлива не хватало и во время сражения в заливе Лейте, и в битвах у Соломоновых островов, в Коралловом Море и, наконец, в Филиппинском море. Однако далеко не все даже сегодня знают о том, что к дефициту нефтяного топлива в японском флоте приложили свои руки не только американские летчики и подводники, но и… дикари-даяки с острова Борнео, прославившиеся тем, что у них в обычае было отрезать головы у своих поверженных врагов. Причем они не только их отрезали, но еще и "приготавливали" их особым способом, после чего подвешивали их под крышами своих хижин. Воины, которые добывали головы европейцев, пользовались особым почетом, так как аборигены верили, что такая голова способна наделить племя теми же преимуществами, которые были у белых людей. И лучшей валюты у даяков было не найти! Ни один даякский юноша не мог жениться, если не приносил своей невесте и ее родне хотя бы одну голову убитого им врага!

И вот к этим-то людям и направили англичане майора Гаррисона с двумя помощниками, умевшими говорить по-малайски: туана радиста и туана доктора, как называли их даяки. Эти англичане привезли дикарям оружие и научили им пользоваться. Даяки стали нападать на японские гарнизоны и убивать японских солдат, а те ничего не могли с ними сделать, поскольку в джунглях воевать не умели.

Дикость против цивилизации!

Другим способом навредить японцам стала обыкновенная охота на кабанов. На Борнео она издавна проводилась во время переправы мигрирующих стад через реки. Кабанов расстреливали из ружей и били копьями с пирог, при этом раненые животные уносились быстрым течением вниз по реке и там их подбирали женщины и дети. Первых кабанов деревня съедала, но потом охотничьих трофеев становилось так много, что с кабаньих туш срезалось только сало, а остальное выбрасывалось. То-то была радость для крокодилов, однако и им всего было просто не съесть, и тогда река несла трупы свиней до побережья, где они попадали в залив. Но именно там-то и стояли нефтяные вышки, куда впадала река, вытекавшая из джунглей, где жили даяки. И… добывать нефть стало совершенно невозможно! Во-первых, отравленную воду из реки было нельзя пить! Во-вторых, от разлагающихся в воде свиных трупов пошел немыслимый смрад, к тому же они привлекли туда огромное количество крокодилов и акул! Случайно упасть в воду означало верную смерть! Японцы неистовствовали, но так как на приисках работали индонезийцы-мусульмане, ничего сделать было нельзя — даже под угрозой смерти они не соглашались притронуться к свиной падали и разбежались кто куда в самый ответственный момент. Тут на остров прибыли американские коммандос из индейцев и вдобавок ко всему еще и подорвали несколько вышек, в результате чего добыча нефти в Араваке сократилась до минимума!

Японцы, правда, попытались наказать даяков, бомбили их деревни с воздуха, но ориентировались по дыму специально разложенных костров, и только зря расходовали бомбы. В лесу их поджидали вбитые в землю бамбуковые колышки, смазанные свиным навозом, ямы-ловушки с гнездами диких пчел и стрелы из воздушных трубок даяков, смазанные ядом, от которого нет противоядия. Вот после этого-то японцы и вынуждены были уйти с острова.

Эпилог

Вот так в результате и этой, и многих других подобных ей операций, а также массового уничтожения японских танкеров, нефти не стало хватать уже не только кораблям, но и нефтеперегонным заводам, и, соответственно, не стало хватать и бензина для самолетов, не говоря уже про автомобили в самой Японии.

Как результат, на улицах японских городов задымили автомобили-газогенераторы, работавшие на дровах и рисовой соломе. А американская авиация даже прекратила бомбардировку японских нефтеперерабатывающих заводов — им все равно было нечего перерабатывать! Только в августе 1945 года был стерт с лица земли последний такой завод в Японии и сильно поврежден завод на Тайване.

В итоге, когда американские солдаты явились чтобы арестовать японского премьер-министра Хидеки Тодзио, и он попытался совершить самоубийство, им два часа пришлось искать в округе хотя бы какую-нибудь санитарную машину, заправленную топливом, потому, что все они стояли пустые!

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру