Индийцы хотят вложиться в арктическую нефть

Индия готовит "вторжение" в Арктику

Индия готовит "вторжение" в Арктику. Индия готовит  вторжение  в Арктику Госкомпания ONGC предложила "Роснефти" продать долю в ряде арктических проектов. Индийцы готовы инвестировать даже в нераспределенные участки шельфа, хотя у них нулевая компетенция в добыче углеводородов в таких условиях. Индийцы готовы помочь "Роснефти" деньгами, что само по себе уже неплохо, ведь освоение шельфа - процесс очень недешевый.

Особо удивляться инициативе индусов не приходится. Дело в том, что в нефтегазовой отрасли России Oil & Natural Gas Corporation (ONGC) - игрок проверенный. Компания работает в России на проекте "Сахалин-1", где контролирует пятую часть, как и "Роснефть". Также компания пыталась приобрести 15 процентов акций "Юганскнефтегаза" за два миллиарда долларов.

Как сообщает индийская пресса, переговоры о возможностях вхождения в проект ведет инвестиционное подразделение корпорации ONGC Videsh Ltd (OVL). А соответствующее письмо в "Роснефть" было отправлено еще в мае текущего года. Индийцы хотели бы войти в один из трех проектов, в которых уже задействованы ExxonMobil, итальянская ENI и норвежская Statoil.

Читайте также: Глобальные планы Ирана по захвату рынка газа

Сейчас иностранные партнеры работают в проектах с Роснефтью на схожих условиях. Они полностью финансируют геологоразведку и в случае открытия коммерческих запасов платят бонус в 25 центов с барреля. Доля иностранцев в СП - 33,3 процента. В каждом из проектов 67 процентов принадлежит "Роснефти".

ExxonMobil планирует разрабатывать три участка в Карском море (Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3). Их общие ресурсы на данный момент ориентировочно оцениваются в 4,9 миллиарда тонн нефти и 8,3 триллиона кубометров газа.

Итальянская компания ENI может развернуть добычу на шельфе Баренцева моря. В ее распоряжении - Федынский и Центрально-Баренцевский лицензионный участки, перспективные извлекаемые ресурсы нефти по которым суммарно оцениваются в два миллиарда тонн и 1,9 триллиона кубометров газа.

Также в Баренцевом и Охотском морях будет работать норвежская Statoil, которая имеет опыт работы в аналогичных условиях. Норвежцам "Роснефть" отдает в разработку Персеевский участок в Баренцевом море и три участка - Магадан-1, Лисянского и Кашеваровского - в Охотском море.

BP и Роснефть: сделка в пику США

В этих проектах индийцы хотели бы получить восемь процентов за счет снижения доли "Роснефти". "ONGC - типичный "портфельный" инвестор - обычно эта компания интересуется небольшими долями в проектах, и вряд ли "потянет" условия, которые "Роснефть" уже предлагала ENI и ExxonMobil", - поясняет скромность индийцев аналитик UFS Investment Company Илья Балакирев.

На первой стадии инвестиции ExxonMobi оцениваются в 3,2 миллиарда долларов, ENI и Statoil инвестируют в разведку примерно по миллиарду долларов каждая. Суммарные инвестиции в арктические проекты оцениваются в 250-400 миллиардов долларов. Бурение поисковых скважин должно начаться в 2019-2020 годах.

Читайте также: Каспийская нефть уйдет за бесценок?

Но если "Роснефть" не захочет поступиться своей долей в проектах с уже определенным кругом партнеров, OVL не прочь зайти на другие перспективные площадки. В 12 перспективных проектах индийская компания готова участвовать по нынешней схеме с 33 процентами в активе.

"Мы умеренно-позитивно оцениваем желание ONGC участвовать в шельфовых проектах. Но слишком много пользы от такого сотрудничества ожидать не стоит, так как опыта и технологий, позволяющих работать на северном шельфе у индийской компании нет. Однако в любом случае сделки будут организованы на выгодных для "Роснефти" условиях. Фактически госкомпания привлекает финансирование, и любой новый партнер - это вложения в проект за чужой счет", - констатирует Илья Балакирев.

Читайте также: Chevron продырявит шельф Черного моря

Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подготовила и разместила на собственном сайте проект поправок в закон, позволяющих сделать офшорные проекты доступными для частных компаний, которые имеют опыт работы на шельфе не менее пяти лет.

Разрабатывать российский континентальный шельф в настоящее время могут только компании с долей государственного участия более 50 процентов и с опытом работы на шельфе не менее пяти лет. Фактически осуществлять такую деятельность позволено "Газпрому" и "Роснефти".

В проекте стратегии развития арктической зоны РФ до 2020 года уточняется, что извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа составляют свыше 83 миллиардов тонн условного топлива, в том числе, около 13 миллиардов тонн нефти и конденсата, более 70 триллионов кубометров природного газа. Но себестоимость их добычи крайне высока.

Читайте все самое интересное в рубрике "ЭКОНОМИКА".

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить