"Шапки" буровых платформ станут русскими

Для освоения запасов Арктики России необходимы морские платформы. Сейчас их производство находится за рубежом — на Украине и в Азербайджане. В этой связи власти задумали создать центр по строительству морских платформ. РФ уже взяла на себя обязательство строго соблюдать экологические нормы, при которых объекты должны быть высочайшей надежности.

В освоение шельфа планируется вложить полтриллиона долларов — об это напоминает журнал "Эксперт". Огромная часть этих средств уйдет на создание различных видов буровых платформ. Однако на сегодняшний день российские компании могут изготовить лишь основание платформы, а значит, зарабатывать на оборудовании для добычи российской нефти будут иноземцы.

Читайте также: Что делать, чтобы нефть не кончилась?

В 90-х годах прошлого века в РФ заказов на морские буровые платформы практически не было. Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) 6500/100 "Арктическая", о завершении строительства которой недавно с гордостью рапортовали СМИ, была заложена в Северодвинске еще в 1995 году и должна была быть сдана в 1998 году. Однако финансировать проект перестали. Поэтому технологии, оборудование, комплексная модернизация различных видов морских буровых в РФ мало кого интересовали. Но если говорить, например, об арктическом шельфе, то есть серьезные сомнения в том, что в мире вообще производятся платформы с необходимыми параметрами.

Техника и оборудование, которые будут работать в северных широтах, должны выдерживать экстремально низкую температуру (до -50°С), удары льдов и штормов, сейсмические колебания.

И есть серьезные опасения, что сырьевики предпочтут арендовать установки или же заказывать их у иностранных производителей. Аренда стоит несколько сотен тысяч долларов в сутки — в условиях и без того огромных вложений в арктический шельф эта затея не выглядит оправданной со стратегической точки зрения.

При этом российские монополии подписали контракты с западными добычными компаниями, которым вариант аренды может очень понравится. Тем более, что арктические просторы в ближайшее время могут оказаться самым емким рынком оборудования для оффшорного бурения и сюда нацелятся крупнейшие нефтесервисные компании.

В ближайшие годы "Роснефти" и "Газпрому", скорее всего, понадобится несколько десятков платформ. Пока же основные работы выполняются именно арендованной техникой. Даже позиционируемая как "русская" ледостойкая платформа "Приразломная" из отечественного имеет лишь основание. А верхняя часть, в том числе бытовки и оборудование, приехали с норвежской платформы "Хаттон", отработавшей в Северном море более десяти лет.

Выходит, что российский максимум на сегодня — создание основания платформы и сборка всей остальной части, в том числе оборудования, из иностранных компонентов. При этом в СССР почти 100 процентов оборудования для буровых установок производилось на отечественных заводах. Иностранцы в свое время взяли и советские буровые установки, которые после модернизации успешно работают до сих пор.

Помимо отсутствия мощностей, существует и проблема транспортной доставки стройматериалов и оборудования для монтажа платформ на производственные площадки на прибрежных территориях. Основные добычные проекты планируется реализовывать на Дальнем Востоке и в Арктике. При этом в нормальной транспортной доступности находятся лишь Балтийское, Каспийское и Азовское моря.

Таким образом, для решения проблемы производства платформ с ноля и до последнего винтика необходимы комплексные решения. Пока же имеются основания предполагать, что Россия в очередной раз подтвердит статус сырьевого придатка. В мае стало известно о том, что российская "Объединенная судостроительная корпорация" и американская компания Exxon подписали соглашение о строительстве буровых платформ для работ в Карском море. Заключение твердого контракта планируется осенью 2013 года. Первая очередь совместного проекта включает 15 платформ, а всего их может быть построено 50.

Читайте также: Индия готовит "вторжение" в Арктику

Учитывая сегодняшнее состояние бурового судостроения России, наши верфи в лучшем случае могут рассчитывать на частичное выполнение наименее технологичных работ по созданию этих платформ. По словам главы ОСК Романа Троценко, при стоимости платформы порядка 800 миллионов долларов доля работ ОСК составит около половины.

Однако учитывая то, что создание буровых по уровню применяемых технических решений и подходам весьма близко к стратегически важным космическим технологиям, правительству РФ стоило бы озаботиться созданием полного цикла производства таких установок именно в России. Тем паче, что добывать они будут российское сырье в российских водах.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков
Кравчук: Советский Союз развалили украинцы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры