Цены на нефть: что ждать от рынка в ближайший год — Сергей ПИКИН

Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем отчете за август понизило прогноз по спросу на нефть в мире в 2017 году на 400 тысяч баррелей в сутки по сравнению с июльским прогнозом — до 97,6 миллиона баррелей в сутки. Прогноз спроса на нефть в 2018 году также был пересмотрен — с 99,4 до 99 миллионов баррелей в день. Получается, что рост спроса на нефть в 2018-м в годовом выражении составит 1,4 миллиона баррелей в день.

В то же время МЭА повысило свою оценку на 2018 год по предложению на рынке нефти со стороны стран, которые не входят в ОПЕК, на 100 тысяч баррелей в сутки — до 59,6 миллионов баррелей. Стоит заметить, что добыча нефти странами ОПЕК по итогам июля выросла на 230 тысяч баррелей в сутки — до максимальных с января значений в 32,8 миллиона баррелей. Рост произошел за счет активного восстановления добычи в Ливии, которая исключена из мер по сокращению добычи нефти, как и Нигерия. При этом уровень выполнения ОПЕК сделки по сокращению нефтедобычи упал в июле до 75% (78% в июне), а уровень выполнения сделки странами не входящими в ОПЕК снизился до 67%, согласно оценкам экспертов МЭА.

Стоит ли опасаться падения мировых цен на нефть на фоне этих новостей, "Правда.Ру" спросила у Сергея Пикина, директора Фонда энергетического развития.

— Снижен прогноз по спросу на нефть от МЭА. Такие показатели ожидаемы? Что это означает? Цены поднимутся?

— В СМИ не совсем верно трактуют прогноз: не падение спроса наблюдается, а просто спрос будет расти медленнее, чем раньше. Международное аналитическое агентство регулярно, по нескольку раз в год пересматривает прогнозы, чтобы игроки ориентировались, — ничего в этом особенного нет.

Относительно цены: если спрос растет медленнее, то и балансировка рынка будет происходить чуть медленнее, чем это ожидалось ранее, — вот и все. Отсутствие горячих новостей отразилось в ценах на нефть, они немножко упали, но не критично. Цены на нефть чутко реагируют на обстановку в мире.

— Чем обусловлен такой прогноз? Какими процессами?

— Это вопрос развития экономик основных потребителей нефти и нефтепродуктов. Специалисты агентства смотрят, как эти экономики растут, исходя из этого, делают прогнозы по росту спроса. Есть и другой момент, противоположный: эксперты МЭА видят, что предложения со стороны стран, которые в ОПЕК не входят, и других нефтепроизводителей также растут. В первую очередь имеются в виду производители нефти из США. Соответственно, балансировка рынка наступает медленнее, чем ожидается.

— Для России такой расклад приемлем? Сейчас можно говорить о каких-либо позитивных изменениях относительно избавления от пресловутой нефтяной иглы? Растут ли доходы от других отраслей экономики?

— Я бы говорил по-другому. Доходы от углеводородов не растут, если сравнивать с тем, что было в 2014 году. Поэтому да, доля углеводородов в структуре бюджета существенно снизилась. Раньше мы говорили о 50%, сейчас же речь идет где-то о 40%. Но это не потому, что там какая-то из отраслей сильно выросла, а потому, к сожалению, что нефть и газ упали.

— Каков ваш прогноз цен на черное золото в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

— Допустимо небольшое снижение — до 45 долларов за баррель, или движение вверх — до 55. Это наиболее вероятные колебания. Скачки возможны только при каких-то резких изменениях либо со стороны ОПЕК, либо со стороны экономик ведущих потребителей нефти. Нарушить этот расклад могут только экстремальные потрясения.

В этом диапазоне, как мы видим, цена на нефть находится довольно долго, начиная с конца прошлого года. Да, были определенные выпады, но очень краткосрочные. Чтобы пройти отметку в 60 долларов за баррель, сил пока не хватает, но с другой стороны, ниже 40 долларов она тоже не уходит, так как для этого нет предпосылок или дестабилизирующей информации. Если, конечно, пойдет резкое саботирование решений ОПЕК, то рынок может отреагировать тем, что цена на нефть резко упадет. Но ОПЕК пока более-менее выполняет свои обязательства.

— Каких-то экстремальных движений в экономиках стран тоже вроде бы не ожидается?

— Все может быть. Вы видели, как реагировал рынок, когда были плохие прогнозы по китайской экономике два года назад. Пессимистические сценарии аналитиков или серьезные изменения в крупнейших экономиках могут спровоцировать лихорадку на рынке. Пока все спокойно, рынок двигается не так резко.

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *