Киев хватается за норвежкую газовую соломинку

Спасет ли Украину норвежский газ

Недавно украинские СМИ сообщили о том, что вскоре "незалежная" будет получать газ из Норвегии. Дело за малым: дождаться, пока газопровод Дания — Польша из стадии бесконечных меморандумов воплотится в реальные трубы. В Норвегии к этому времени еще останется свободный газ, а Варшава милостиво позволит Киеву пользоваться этими остатками после удовлетворения ее собственных нужд. Ждать осталось всего-то пять лет.

Что же хочет Киев от норвежцев? И насколько его желания осуществимы? Для начала: ни о какой самостоятельной роли Украины в этой сделке речи не идет. Если, конечно, не считать озвученное намерение построить интерконнектор — дополнительный газопровод из Польши.

Основными игроками, от которых зависит доставка норвежского газа для Украины, являются Дания и Польша. Именно между этими странами может быть построена труба под названием "Балтийский трубопровод" с расчетной пропускной способностью в 10 миллиардов кубометров в год. Впрочем, только на собственные силы эти две страны не рассчитывают, надеясь на дополнительное щедрое финансирование со стороны Еврокомиссии.

К слову, Норвегия в прокладке трубы от Дании к Польше не очень заинтересована. К богатеньким датчанам газопровод у них и так проложен, а полякам Осло регулярно предлагает поставлять свое топливо в любом объеме, но только в сжиженном виде. Что по определению намного дороже, чем трубопроводный газ. Однако значительная часть польской элиты настолько недолюбливает Россию, что готова закупать сжиженный газ даже из далекого Катара; но заменять этим видом топлива все наличные поставки из РФ она не собирается: слишком дорого. Потому Варшава и лоббирует постройку газопровода из Дании, чтобы норвежский газ был для нее подешевле.

Сейчас проект поставок норвежского газа в Польшу — это уравнение со всеми неизвестными. Неизвестна даже предварительная стоимость самой трубы и конкретная доля акционеров. Ни продавцы, ни потенциальные покупатели не озвучили даже прогнозируемой стоимости вожделенного газа.

В апреле прошлого года руководитель международной экологической организации "Беллона" Фредерик Хауге опубликовал в норвежской же газете VG статью "Норвежского газа Европе не хватит". Среди прочего он привел и просто убийственную статистику себестоимости газодобычи в двух странах: 1,04 доллара у норвежцев против 0,4 доллара у россиян — за миллион британских тепловых единиц. То есть газ Северного моря получается в два с половиной раза дороже. Не потому ли за девять месяцев 2015 года, когда стоимость газа начала резко падать вслед за нефтью, норвежская государственная энергетическая компания получила вместо прибыли убыток в размере более трех миллиардов долларов?

Так или иначе, уже регулярно стала проскальзывать информация о том, что газовые месторождения Норвегии могут истощиться очень скоро. В качестве конкретной даты называется и 2020 год, и 2022-й, но все без исключения эксперты сходятся на том, что запасы российских месторождений вне конкуренции по объему. А потому после анонсированного строительства "Балтийского трубопровода" стали появляться ироничные предположения, что эту трубу вполне возможно будет использовать в реверсном режиме — для доставки в Европу дополнительных объемов российского газа с целью заменить ими слишком дорогой (или отсутствующий) газ из Норвегии.

Но даже если этот последний сценарий в полной мере и не осуществится, и через пять лет Польша все же начнет получать газ Северного моря по газопроводу из Дании, означает ли это какие-то подвижки для Украины? Оказывается, что при самом благоприятном для Киева варианте, из максимальных норвежских поставок в 10 миллиардов кубов в год он может претендовать от силы на один-полтора миллиарда! То есть большая часть "незалежных" закупок газа с западного направления все равно будут представлять собой все то же российское топливо, пусть и под видом реверсного и европейского газа.

Но один бонус для Украины после начала польско-норвежских поставок все же вырисовывается. Дело в том, что Киев (под диктовку МВФ) уже давно привязал итоговую стоимость газа собственной добычи к мировым ценам. И хотя себестоимость украинского газа всего около 50-70 долларов за тысячу кубометров, украинцам он продается в разы дороже. Понятно, что если Украина станет покупать еще более дорогой газ из Норвегии, ее власти смогут дотянуть до этой цены и стоимость украинского газа.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить