Автор Правда.Ру

«Газпром» и «Белтрансгаз» договорились. Путин улыбается, Европа пока молчит

"Газовый кризис" между Россией и Белоруссией преодолен ко всеобщему удовольствию, причем Западная Европа вправе рассчитывать на "морально-газовые" дивиденды с достигнутых славянскими странами договоренностей
Конец прошлой недели ознаменовался потеплением российско-белорусских отношений. Причем вслух об этом говорится даже больше, чем то есть на самом деле. Смысл же прогресса ознаменовали два мероприятия, прошедшие 18-19 августа одно за другим.
Сначала в центральном офисе ОАО "Газпром" вечером 18-го состоялась рабочая встреча и. о. председателя правления "Газпрома" Александра Ананенкова и генерального директора ОАО "Белтрансгаз" Дмитрия Казакова. Стороны подтвердили целесообразность создания на паритетной основе совместного предприятия на базе ОАО "Белтрансгаз", заявив, что таковое повысит эффективность совместных проектов в газовой сфере. Уже на следующий день глава "Газпрома" Алексей Миллер и Дмитрий Казаков провели совместную пресс-конференцию, на которой подтвердили вышесказанное.
Девятнадцатого же состоялось примечательное заседание российского правительства, где было одобрено предоставление Белоруссии кредита в размере 175 млн долларов на 5 лет. Как заявил на заседании министр финансов Алексей Кудрин, 150 млн долларов из этой суммы будут предоставлены на закупку Белоруссией российского газа по более высоким ценам, а оставшиеся двадцать пять — направлены на поддержку товарооборота России и Белоруссии. Первая выплата по кредиту предусмотрена через два года.
Надо полагать, именно эти соглашения позволили президенту России Владимиру Путину провести в своей сочинской резиденции "Бочаров ручей" весьма оптимистичную встречу с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. После чего глава российского государства заявил, что никаких проблем в энергетической сфере между Россией и Белоруссией не осталось, поскольку по газу достигнуты приемлемые решения как для России, так и для Белоруссии. Более того, сейчас появилась возможность вывести отношения двух стран на новый уровень. В этой связи президент РФ подчеркнул, что "Газпром" и "Белтрансгаз" работают над планами сотрудничества на 2005 г. и на перспективу.
Правда, не один газ в качестве товара подразумевал Владимир Путин — упомянул он и о том, что динамика российско-белорусских торговых связей находится на хорошем уровне, рост товарооборота между нашими странами за последние 6 месяцев составил 38%. "И это результат деятельности предпринимателей и госструктур", — подчеркнул президент России.
Оговорка весьма важная, так как, анализируя соглашения "Газпрома" и "Белтрансагаза", нельзя не заметить, что многие вопросы еще не решены, а в тех, что решены, скорее, российская сторона шла на уступки, чем белорусская. В этой связи напомним суть конфликта. Главным разногласием двух ОАО, по которым в январе нынешнего года "Газпром" прекратил поставки газа в Белоруссию, была цена на газ и цена за его транспортировку. "Газпром" предлагал установить цену на газ в $ 52 за 1 тыс. куб. м, "БТГ" - $ 46,67. В итоге в июне в Минске было подписано соглашение на поставку в 2004 году в Беларусь 10,2 млрд куб. метров российского газа по цене $ 46, 68 за тысячу кубометров. Опять же, российская сторона предлагала рассчитываться не более чем $ 0,67 за транзит 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Белорусская сторона считала, что платить нужно $ 1,02 за транзит 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Теперь известно, что транзит обойдется в $ 0,75.
Что же касается расхождений при создании совместного предприятия, то они сохранятся, как минимум, до 1 октября нынешнего года. Дело в том, что стороны готовы создать СП на базе "Белтрансгаза" и планировали сделать это еще до 1 июля 2003 года. Однако в оценках имущества существующего ОАО сильно разошлись. Белорусы искренне считают, что их гигант стоит 5 млрд долларов, а русские готовы купить 50% компании... по номинальной стоимости (при акционировании РУП "Белтрансгаз" уставный капитал был сформирован в размере 520 млн долларов). В конце мая было решено, что независимым оценщиком стоимости "Белтрансгаза" станет лондонский офис компании Deloitte & Touche, который должен закончить оценку к 1 октября.
Надо заметить, что от договоренностей России и Белоруссии в некоторой степени зависит и газовая судьба всей Западной Европы — речь в конечном счете идет о весьма важном связующем звене на пути трансконтинентального газопровода "Ямал-Европа". В настоящее время он эксплуатируется на сравнительно крохотном участке "Смоленск (РФ) — Мальнов (Германия)" и проходит по территории России, Белоруссии, Польши и Германии. Но в перспективе газопровод протянется из северной части Западной Сибири в центр Европы, соединив месторождения полуострова Ямал с Западной Европой. Общая его протяженность до восточной границы Германии составит более 4.000 км. Проектная мощность одной нитки — 33 млрд куб. м газа в год.
На белорусском участке газопровода сейчас действует одна компрессорная станция "Несвижская", а четыре другие ("Оршанская", "Крупская", "Минская" и "Слонимская") находятся в стадии строительства. Поэтому совсем не случайно на встрече руководителей "Газпрома" и "Белтрансгаза" был подробно рассмотрен ход строительства компрессорных станций "Слонимская" и "Крупская" - небольшие разногласия двух славянских сторон не должны влиять на общий характер взаимоотношений европейских стран, тем более бросать хоть какую-то тень на имидж России и Белоруссии. Так что прогрессом здесь может быть доволен не только и не столько президент РФ Владимир Путин, сколько вся Европа.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Американец заморозит всю свою семью, чтобы "проснуться" в будущем
Рогозин заявил о "моральном праве" России зарабатывать на Сирии
Почему россияне не хотят работать дворниками и таксистами
Донабор в ОНК: Зачем Общественная палата позорится на всю страну?
Порошенко как Сталин: на Украине появятся военные суды
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Россия хочет пустить поезд до Вьетнама
"Даже не надейтесь!": ЕС не собирается принимать Молдавию в свои ряды
Вопрос дня: предатель ли хозяин Telegram Дуров?
Bloomberg прогнозирует "страшные потрясения" для России
Пенсионный фонд не нашел в России бедных стариков
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Власти России признали - санкции введены навсегда
Пенсионный фонд не нашел в России бедных стариков
Яков Кедми: Почему русские скрывают свою историю
Закавказский тупик: что делать с "бездорожьем" между Арменией и РФ
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Пенсионный фонд не нашел в России бедных стариков
США опять попробуют указать место России
Варшава: "Северный поток-2" - смерть для Украины

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры