Оранжевые травят Украину газом

В понедельник украинский министр топлива и энергетики Иван Плачков отправился в Москву для возобновления переговоров об условиях газовых поставок на Украину и – через ее территорию – европейским потребителям. Предыдущие переговоры, проходившие на прошлой неделе, завершились безрезультатно. С этой встречей ряд наблюдателей связывал определенные надежды, ожидалось если не решение вопроса, то некоторый прогресс.

Кадры

Некоторый оптимизм обусловлен тем, что в переговорах с украинской стороны на этот раз не будет участвовать Алексей Ивченко. Этот господин с марта сего года занимал пост первого замминистра топлива и энергетики – председателя правления «Нафтогаза Украины» (аналог российского Газпрома). Кроме того, после ухода в мир иной Ярославы Стецько А.Ивченко является главой Конгресса украинских националистов (КУН).

Разумеется, на пане Ивченко свет клином не сошелся и газовая проблема гораздо сложнее, чем личные качества главы «Нафтогаза». Однако и продолжатель дела Степана Бандеры не без удовольствия, судя по всему, подливал масло в огонь. Первый замминистра, например, предпочитал общаться с российской стороной через переводчика, очевидно, давая понять москалям, что «я вашои поганои мовы нэ розумию». Это мелочи, конечно, на фоне всего остального оранжевого безобразия, но дополнительное впечатление на москалей-руководителей Газпрома, безусловно, производило. В итоге, на дворе – декабрь-месяц, а вопрос, будет ли на Украине газ после Нового года, и если будет, то по какой цене, оставался без ответа.

Надо сказать, что глава «Нафтогаза» был нелюб не только россиянам. Его позицию считали вредной секретарь Совета национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах (преемник на этом посту Петра Порошенко, кума Виктора Ющенко) и премьер-министр Юрий Ехануров (занявший этот пост вместо отставленной Юлии Тимошенко). Видимо, слухи о нависшей над Украиной очередной беде дошли в конце концов и до Виктора Ющенко, так как указом президента Украины от 9 декабря Ивченко был освобожден от должности первого заместителя министра топлива и энергетики – главы НАК «Нафтогаз Украины» с формулировкой «в связи с ликвидацией должности».

Таким образом президент Украины под видом продолжения политики, направленной на разграничение руководящих и хозяйственных функций управления, приостановил бьющего копытом не в меру ретивого Ивченко. Уволить его с другой формулировкой, например, «за профнепригодность» или «за умышленное вредительство», что, на мой взгляд, точнее всего, было для Ющенко никак невозможно. КУН входит в блок Ющенко Народный союз «Наша Украина», и позорное изгнание главы Конгресса с ответственного поста могло не найти понимания у бандеровского крыла блока Ющенко и, как следствие, значительной части избирателей Западной Украины. Поэтому постановлением кабмина от 9 декабря 2005 года (видно, задним числом, так как известно об этом стало лишь 12 декабря) Алексей Ивченко был снова назначен председателем правления НАК «Нафтогаз Украины», но первым заместителем министра он уже не будет. В том числе это дает повод отстранить его от участия в переговорах с Москвой.

В чем же, однако, состоит сложность проблемы?

Формальная часть проблемы

Газ, добываемый в России, идет в Западную Европу, в том числе и по территории Украины, по газотранспортной системе, являющейся украинской собственностью. Через территорию Украины идет около 40% потребляемого Евросоюзом газа. Собственная газодобыча покрывает около 20% потребностей Украины. Недостающий газ страна получала, во-первых, из Средней Азии, преимущественно Туркменистана, во-вторых, из той же трубы, по которой газ идет в Европу. Схемы расчета как с Туркменбаши, так и с Москвой возникли во времена «преступного режима Кучмы», а еще точнее – в бытность премьером Павла Лазаренко при участии вице-премьера Юлии Тимошенко. Расчет за среднеазиатский газ и за российский производился не деньгами, а по бартеру. Туркмения в обмен на свой газ получала украинские товары по согласованной цене.

Что касается расчетов Украины с Россией, то в конце концов стороны остановились на взаимоприемлемом варианте. За транзит газа в Европу по незалежной трубе Россия должна была платить Украине. Украина же должна была платить России за отбираемый для своих нужд из трубы газ. Сошлись на том, что за транзит по своей территории купленного Европой российского газа Украина получала определенный его объем. Условной и неизменной была как цена транзита ($1.09 за 1000 кубометров газа на 100км), так и стоимость российского газа для Украины ($50 за 1000 кубометров).

После победы "революции апельсинов" украинская сторона выступила с инициативой пересмотреть схемы, сложившиеся в преступные времена, в том числе перейти от бартера к оплате газа и транзитных услуг живыми деньгами. Газпром с готовностью откликнулся на предложение и ревизия отношений тут же выявила недостачу в украинских подземных газовых хранилищах около 8 млрд кубометров российского газа. В свое время "ПРАВДА.Ру" рассказывала об этой истории . В итоге газ был зачтен Газпромом, как существующий, а в газовом балансе Украины возник дефицит, совпадающий с этим объемом. А.Ивченко еще во время того кризиса принялся изобретать разнообразные контрмеры, но выяснилось, что все они другим концом еще больнее бьют по Украине.

На 2006 год Россия выставила Украине цену в $160 вместо $50. За транзит Газпром тоже готов платить более высокую цену, например, $1.75 вместо $1.09. Однако очевидно, что это не компенсирует удорожания газа. Кроме того, туркменский газ идет на Украину через территорию России, а протяженность российского участка примерно в полтора раза больше. Хуже того, 14 ноября «Газпром» заключил пятилетний контракт, по сути дающий ему возможность контролировать все поставки природного газа через территорию Казахстана. Это позволит «Газпрому» полностью определять экспорт природного газа, добываемого во всех центрально-азиатских странах.

Реальная суть вопроса

Так как Советский Союз был единым целым, границы между республиками являлись условными, это был единый народнохозяйственный организм. С появлением новых независимых государств месторождения оказались в одних из них, а трубопроводы и рынки сбыта в других и за пределами постсоветского пространства. Создание ЕврАзЭС и Единого экономического пространства (ЕЭП) отчасти предполагало возобновление в рамках этих организаций экономической кооперации и обеспечения примерно одинаковых тарифов на энергоресурсы для всех участников.

В предыдущем, предреволюционном году Россия сделала навстречу Украине несколько заметных шагов. В предположении, что Украина будет двигаться в направлении полноценного участия в ЕЭП, Россия в прошлом году согласилась на расчеты по налогам за природный газ и газовый конденсат по стране назначения и с нового года на такой порядок взимания перешла, несмотря на революцию. Для российского бюджета, к слову, это означало потерю около $1 млрд поступлений. Кроме того, для украинских граждан, приезжающих в Россию, срок пребывания без регистрации был продлен с 3 дней до 3 месяцев. Но самое главное, с правительством Виктора Януковича было заключено Дополнение N4 (от 9 августа 2004 года) к Контракту об объемах и условиях транзита российского природного газа по территории Украины на период с 2003 по 2013 годы. При наличии доброй воли с обеих сторон это Дополнение позволяло сохранить на несколько лет вперед основные параметры расчетов за газ, но при желании предусматривало и пересмотр условий.

Таким образом, оранжевая власть получила от предыдущего правительства хороший задел во многих сферах двусторонних отношений, но вместо благодарности принялась «фиг-вамы рисовать». Интеграция в рамках ЕЭП Украиной с первых дней работы "оранжевого" правительства успешно саботируется, недвусмысленно определен курс на вступление в НАТО, ставится под сомнение целесообразность базирования Черноморского флота РФ в Крыму и т.д. Стоит отметить, что на переговорах по вступлению России в ВТО от нее требуют привести внутренние цены на электроэнергию, нефть и газ в соответствие с мировыми, усматривая в этом (в более низких внутренних энергоценах) скрытое субсидирование отечественного товаропроизводителя. Если исходить из этой логики, то Россия субсидирует до сих пор не только своих производителей, но и экономику откровенно недружественной к ней с недавних пор соседней совершенно независимой державы.

По утверждению главы украинского Совбеза Анатолия Кинаха, при цене на газ в $160 треть экономики страны становится нерентабельной. Утверждается, что при ценах $ 90-110 за тысячу кубометров газа химическая промышленность и металлургия Украины, продукция которых составляет большую часть экспорта и дает 30% бюджетных поступлений, окажутся на границе рентабельности. Отсюда возникло встречное предложение со стороны Украины оставить все, как было при «преступном режиме», но слово – не воробей. Тем более что среднеевропейская цена на следующий год превышает уровень $200.

Посмотрим теперь,как обстоят дела в ЕЭП. Россия и Казахстан имеют собственный газ и имеют возможность по своему усмотрению устанавливать внутренние цены. Для участника ЕЭП Белоруссии цена на газ в следующем году определена чуть менее $50. Тот же путь, что и Белоруссии, Россия предлагала Украине – развитие ЕЭП и согласованная позиция при вступлении в ВТО – но "оранжевое" руководство Украины отказалось не только от этих предложений, но обесценило и уже предпринятые в этом направлении шаги со стороны России и сделало свой собственный суверенный выбор. Его ("оранжевого" руководства) право, но за него придется заплатить.

Добрые советы с Запада и перспективы урегулирования

Закрытые переговоры министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко и министра топлива и энергетики Украины Ивана Плачкова длились почти 4 часа. На вопрос, как прошли переговоры, Плачков ответил, что переговоры прошли продуктивно. "Эксперты с украинской стороны еще поработают над предложением России о переходе на новые принципы взаимоотношений по этапам переговоров. И я думаю, что до нового года мы обязательно найдем какую-то общую позицию, будут подписаны соответствующий межправительственный протокол, соответствующие договора между НАК «Нефтегаз» и Газпромом", - заявил журналистам по итогам встречи Плачков. Из сообщения следует, что хотя проблема не решена, переговоры нельзя считать сорванными, как это было прежде.

Резкое повышение цены скажется, прежде всего, не на нынешнем руководстве Украины, к сожалению, а на населении страны, на которое будет переложена большая часть тяжести от удорожания топлива, и на производстве, расположенном преимущественно на Юго-Востоке. Это очевидно, поэтому Алексей Ивченко так бесстрашно стоял на своем, можно сказать, готов был «стоять насмерть», как истинный бандеровец. К этому же поощрял украинскую сторону Збигнев Бжезинский в недавнем интервью «Зеркалу недели». А Кондолиза Райс, по некоторым данным, во время своего недавнего визита дала руководству Украины несколько ценных советов, как можно в отместку навредить москалям.

Скорее всего, окончательные условия транзита будут согласованы перед самым новым годом, тогда же будут подписаны соответствующие межправительственные протоколы. Вероятнее всего, российская сторона согласится на поэтапное повышение цены до близкой к европейской. Сделано это будет и с оглядкой на то, что уж в марте следующего года на Украине состоятся выборы и будет сформировано новое правительство. Нельзя исключить, что если новое правительство окажется менее антироссийским, Россия сочтет целесообразным вернуться к своим предложениям, сделанным Украине в прошлом году.

Алексей Ковалев