Ашхабадский логогриф: как доставить газ в Европу без Транскаспийского газопровода?

Баку и Ашхабад создали стратегический энергетический союз. 8 августа 2017 года в Баку президенты двух стран Ильхам Алиев и Гурбангулы Бердымухамедов подписали декларацию о стратегическом партнерстве между Азербайджанской Республикой и Республикой Туркменистан. Отныне Баку и Ашхабад решили не затрагивать тему спорных нефтяных месторождений на Каспии, так как они являются союзниками в реализации другой, намного более важной задачи — совместного экспорта природного газа на мировые рынки. Однако нет ответа на главный вопрос: как туркменский газ доставить в Европу без строительства Транскаспийского газопровода? Ведь западные инвесторы не хотят инвестировать в этот проект из-за того, что Россия и Иран выступают против этой магистрали по дну Каспия.

Визит туркменского лидера в Баку показал, что Азербайджан и Туркмения расширяют сотрудничество во всех сферах, в том числе политической, экономической и культурной. После церемонии подписания декларации о стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Туркменистаном лидеры двух стран запели дифирамбы в адрес друг друга.

"Азербайджан является нашим важным и надежным партнером, — заявил Гурбангулы Бердымухамедов. — Мы активно работаем в зоне Центральной Азии, Каспийского бассейна — для обеспечения мира, стабильности и безопасности, создания здесь плодотворных механизмов сотрудничества".

В свою очередь, Ильхам Алиев заявил: "Наши связи успешно развиваются и находятся на самом высоком уровне. Сегодня Туркменистан и Азербайджан являются стратегическими партнерами".

Основное место на переговорах заняло обсуждение вопросов энергетики и транспорта. Было заявлено, что в обеих странах в ближайшее время будут сданы в эксплуатацию новые морские торговые порты. Стороны также обсудили возможность использования железной дороги Баку — Тбилиси — Карс (эта магистраль будет сдана в эксплуатацию в январе 2018 года) для расширения транзитных возможностей Азербайджана и Туркмении".

Тот факт, что в ходе переговоров стороны даже не обсуждали некогда спорные месторождения нефти на Каспии, говорит о том, что эта страница в двусторонних отношениях окончательно перевернута. Отныне Баку и Ашхабад решили не затрагивать эту тему, так как они являются союзниками в реализации другой стратегически важной задачи — совместного экспорта природного газа на мировые рынки. Если удастся достичь этой цели, то бюджеты обеих стран получат огромные доходы. И ради этой цели лидеры двух стран готовы забыть старые обиды.

Напомним, о чем идет речь. В январе 1997 года первый президент Туркмении Сапармурат Ниязов заявил о своих претензиях на азербайджанское нефтяное месторождение "Азери", входящее в Азербайджанский международный нефтяной консорциум. Ашхабад тогда утверждал, что это месторождение нефти находится в туркменском секторе Каспия, и обвинил Азербайджан в его незаконной разработке. Чуть позже Ниязов заявил о своих претензиях на другое азербайджанское месторождение нефти — "Кяпаз" (в туркменской версии — "Сердар"). Азербайджанский лидер Гейдар Алиев с возмущением отверг притязания Сапармурада Ниязова, и между Баку и Ашхабадом началась холодная война, в ходе которой в 2001 году обе страны отозвали своих послов из Баку и Ашхабада.

Отношения двух стран стали восстанавливаться лишь после смены лидеров. В 2003 году умер Гейдар Алиев, а его преемником на посту президента Азербайджана стал Ильхам Алиев. А в декабре 2006 года не стало Сапармурата Ниязова, и новым президентом Туркмении стал Гурбангулы Бердымухамедов. Таким образом, к власти пришло относительно молодое поколение лидеров с более гибкой и прагматичной внешней политикой.

Сегодня 55-летний Ильхам Алиев и 60-летний Гурбангулы Бердымухамедов проводят внешнюю политику, ориентированную на тесный энергетический альянс с США и Евросоюзом. И в рамках этой стратегии оба лидера решили окончательно закрыть тему спорных нефтяных месторождений.

Ильхаму Алиеву с помощью Турции удалось убедить Запад в том, что "Южный газовый коридор" является надежной альтернативой российским поставкам голубого топлива на старый континент. И Вашингтон, и Брюссель одобрили идею поставок азербайджанского газа в Европу с месторождения "Шахдениз". Этот газ, добываемый со дна Каспия, будет поставляться в Европу по трубопроводу через территорию Грузии, Турции и Греции.

Данный масштабный проект включает в себя строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), а также Трансадриатического газопровода (ТАР). В перспективе газ из Азербайджана могут получать Албания, Хорватия, Черногория и другие страны Юго-Восточной Европы.

Однако ошибаются те эксперты, которые считают, что Азербайджан усматривает в Туркмении нежелательного конкурента в поставках газа в Европу. Напротив, азербайджанского газа явно недостаточно, чтобы заполнить новую трубу. И этот объем газа никак не может составить конкуренцию "Газпрому". Напротив, если к азербайджанскому голубому топливу прибавить огромные запасы туркменского, то результат может оказаться впечатляющим.

Но тут возникла неразрешимая проблема. Конвенция о правовом статусе Каспия до сих пор не подписана, и поэтому пять прикаспийских стран не могут прийти к общему соглашению о том, можно ли по дну Каспия строить трубопровод из Туркмении в Баку. Так, Россия и Иран выступают против прокладки газопровода, объясняя свою позицию тем, что он может нанести вред экологии региона.

Ашхабад не раз заявлял, что готов строить эту трубу, невзирая на протест России и Ирана. Увы, Баку не так решителен. Ильхам Алиев заявляет, что строительство Транскаспийского трубопровода — это проблема Туркмении и Евросоюза, а Азербайджан является лишь транзитной страной. В этой осторожной позиции Баку отражается нежелание Алиева идти на обострение отношений с Россией.

Итак, переговоры в Баку президентов Азербайджана и Туркмении сыграли полезную роль в сближении позиций двух стран относительно главных целей — строительства "Южного газового коридора" в Европу и совместного экспорта природного газа Азербайджана и Туркмении на старый континент.

Однако лидеры двух стран так и не ответили на главный вопрос: как они собираются доставлять туркменский газ в Европу без строительства Транскаспийского газопровода из порта Туркменбаши (бывший Красноводск) в Баку. Москва и Тегеран против прокладки по дну Каспия этой магистрали, а западные инвесторы боятся вкладывать в этот проект миллиарды долларов, опасаясь военного конфликта на Каспии между пятью прибрежными странами. Тем более что время от времени Россия проводит на Каспии масштабные военные учения с участием боевых кораблей.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры