Ашхабадский логогриф: как доставить газ в Европу без Транскаспийского газопровода?

Баку и Ашхабад создали стратегический энергетический союз. 8 августа 2017 года в Баку президенты двух стран Ильхам Алиев и Гурбангулы Бердымухамедов подписали декларацию о стратегическом партнерстве между Азербайджанской Республикой и Республикой Туркменистан. Отныне Баку и Ашхабад решили не затрагивать тему спорных нефтяных месторождений на Каспии, так как они являются союзниками в реализации другой, намного более важной задачи — совместного экспорта природного газа на мировые рынки. Однако нет ответа на главный вопрос: как туркменский газ доставить в Европу без строительства Транскаспийского газопровода? Ведь западные инвесторы не хотят инвестировать в этот проект из-за того, что Россия и Иран выступают против этой магистрали по дну Каспия.

Визит туркменского лидера в Баку показал, что Азербайджан и Туркмения расширяют сотрудничество во всех сферах, в том числе политической, экономической и культурной. После церемонии подписания декларации о стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Туркменистаном лидеры двух стран запели дифирамбы в адрес друг друга.

"Азербайджан является нашим важным и надежным партнером, — заявил Гурбангулы Бердымухамедов. — Мы активно работаем в зоне Центральной Азии, Каспийского бассейна — для обеспечения мира, стабильности и безопасности, создания здесь плодотворных механизмов сотрудничества".

В свою очередь, Ильхам Алиев заявил: "Наши связи успешно развиваются и находятся на самом высоком уровне. Сегодня Туркменистан и Азербайджан являются стратегическими партнерами".

Основное место на переговорах заняло обсуждение вопросов энергетики и транспорта. Было заявлено, что в обеих странах в ближайшее время будут сданы в эксплуатацию новые морские торговые порты. Стороны также обсудили возможность использования железной дороги Баку — Тбилиси — Карс (эта магистраль будет сдана в эксплуатацию в январе 2018 года) для расширения транзитных возможностей Азербайджана и Туркмении".

Тот факт, что в ходе переговоров стороны даже не обсуждали некогда спорные месторождения нефти на Каспии, говорит о том, что эта страница в двусторонних отношениях окончательно перевернута. Отныне Баку и Ашхабад решили не затрагивать эту тему, так как они являются союзниками в реализации другой стратегически важной задачи — совместного экспорта природного газа на мировые рынки. Если удастся достичь этой цели, то бюджеты обеих стран получат огромные доходы. И ради этой цели лидеры двух стран готовы забыть старые обиды.

Напомним, о чем идет речь. В январе 1997 года первый президент Туркмении Сапармурат Ниязов заявил о своих претензиях на азербайджанское нефтяное месторождение "Азери", входящее в Азербайджанский международный нефтяной консорциум. Ашхабад тогда утверждал, что это месторождение нефти находится в туркменском секторе Каспия, и обвинил Азербайджан в его незаконной разработке. Чуть позже Ниязов заявил о своих претензиях на другое азербайджанское месторождение нефти — "Кяпаз" (в туркменской версии — "Сердар"). Азербайджанский лидер Гейдар Алиев с возмущением отверг притязания Сапармурада Ниязова, и между Баку и Ашхабадом началась холодная война, в ходе которой в 2001 году обе страны отозвали своих послов из Баку и Ашхабада.

Отношения двух стран стали восстанавливаться лишь после смены лидеров. В 2003 году умер Гейдар Алиев, а его преемником на посту президента Азербайджана стал Ильхам Алиев. А в декабре 2006 года не стало Сапармурата Ниязова, и новым президентом Туркмении стал Гурбангулы Бердымухамедов. Таким образом, к власти пришло относительно молодое поколение лидеров с более гибкой и прагматичной внешней политикой.

Сегодня 55-летний Ильхам Алиев и 60-летний Гурбангулы Бердымухамедов проводят внешнюю политику, ориентированную на тесный энергетический альянс с США и Евросоюзом. И в рамках этой стратегии оба лидера решили окончательно закрыть тему спорных нефтяных месторождений.

Ильхаму Алиеву с помощью Турции удалось убедить Запад в том, что "Южный газовый коридор" является надежной альтернативой российским поставкам голубого топлива на старый континент. И Вашингтон, и Брюссель одобрили идею поставок азербайджанского газа в Европу с месторождения "Шахдениз". Этот газ, добываемый со дна Каспия, будет поставляться в Европу по трубопроводу через территорию Грузии, Турции и Греции.

Данный масштабный проект включает в себя строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), а также Трансадриатического газопровода (ТАР). В перспективе газ из Азербайджана могут получать Албания, Хорватия, Черногория и другие страны Юго-Восточной Европы.

Однако ошибаются те эксперты, которые считают, что Азербайджан усматривает в Туркмении нежелательного конкурента в поставках газа в Европу. Напротив, азербайджанского газа явно недостаточно, чтобы заполнить новую трубу. И этот объем газа никак не может составить конкуренцию "Газпрому". Напротив, если к азербайджанскому голубому топливу прибавить огромные запасы туркменского, то результат может оказаться впечатляющим.

Но тут возникла неразрешимая проблема. Конвенция о правовом статусе Каспия до сих пор не подписана, и поэтому пять прикаспийских стран не могут прийти к общему соглашению о том, можно ли по дну Каспия строить трубопровод из Туркмении в Баку. Так, Россия и Иран выступают против прокладки газопровода, объясняя свою позицию тем, что он может нанести вред экологии региона.

Ашхабад не раз заявлял, что готов строить эту трубу, невзирая на протест России и Ирана. Увы, Баку не так решителен. Ильхам Алиев заявляет, что строительство Транскаспийского трубопровода — это проблема Туркмении и Евросоюза, а Азербайджан является лишь транзитной страной. В этой осторожной позиции Баку отражается нежелание Алиева идти на обострение отношений с Россией.

Итак, переговоры в Баку президентов Азербайджана и Туркмении сыграли полезную роль в сближении позиций двух стран относительно главных целей — строительства "Южного газового коридора" в Европу и совместного экспорта природного газа Азербайджана и Туркмении на старый континент.

Однако лидеры двух стран так и не ответили на главный вопрос: как они собираются доставлять туркменский газ в Европу без строительства Транскаспийского газопровода из порта Туркменбаши (бывший Красноводск) в Баку. Москва и Тегеран против прокладки по дну Каспия этой магистрали, а западные инвесторы боятся вкладывать в этот проект миллиарды долларов, опасаясь военного конфликта на Каспии между пятью прибрежными странами. Тем более что время от времени Россия проводит на Каспии масштабные военные учения с участием боевых кораблей.

Автор Айдын Мехтиев
Айдын Мехтиев — политолог, востоковед, комментатор, аналитик, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *