Угольная "соломинка" для Киева

На днях украинский премьер Азаров в очередной раз сообщил о намерении правительства расширять использование угля собственной добычи во всех хозяйственных сферах. Промышленности, коммунальном хозяйстве и так далее. Дескать, топить им обходится значительно дешевле, чем российским газом — а значит, пора уже заменить "голубое топливо" "черным".

Подобные фразы звучат из уст украинских чиновников уже не первый год. И только словами не заканчиваются — правительство все сильнее давит на потребителей, с целью перевода их на украинский уголь. В первую очередь, конечно, это касается бюджетных организаций, полностью зависящих от власти — школ, больниц, детсадов. Но и крупных потребителей все настойчивее готовят к такому переходу. Чисто экономическими методами — снимая дотации на поставляемый им российский газ.

Ну, а украинские производства — одни из самых энергоемких в Европе. Что делать? Местным олигархам куда интереснее выкачивать заработанные денежки в западные оффшоры, чем заниматься техническим перевооружением своих предприятий, доставшихся в наследство от СССР.

Читайте также: Киев меняет газ на уголь от Китая

А там, после выборов, придет очередь и рядовых потребителей. Уже сейчас централизованная газификация отдаленных сел фактически приостановлена. Газовики сильно сомневаются, что после ожидаемого по требованию МВФ доведения внутренних цен на газ до уровня экономически обоснованных найдется много людей, способных оплачивать по ним счета. Хорошо еще, если наличные пользователи не с газовых плит на буржуйки.

И все было бы хорошо в намеченной украинским правительством угольной программе — если бы не множество "но". И главное в том, что переход на уголь — это возврат даже не в прошлый, а в позапрошлый век, который так и назывался — эпоха угля. То, что добыча этого топлива сопровождается наибольшими человеческим жертвами из-за регулярных аварий в шахтах — конечно, вряд ли остановит политиков Партии Регионов. Хотя сами они опираются на избирателей Донбасса.

Но ведь это топливо еще и дает несравнимо больше выбросов в атмосферу, чем газ. И если ныне Украина продает часть своей квоты на такие выбросы по Киотскому протоколу, то после массовой "углизации" хорошо, если ей самой не придется докупать у менее дымящих соседей их лимиты. А еще топить им реально значительно труднее, чем писать руководящие бумаги. Уголь тяжелый, и бросать его в топки приходится лопатами, что является тяжелым физическим трудом, притом низкооплачиваемым.

Это в операторы газовых котелен можно набирать хоть и женщин — непьющих и дисциплинированных. Ведь там достаточно следить за показаниями приборов и крутить вентили. А в кочегары часто можно найти кандидатов разве что среди хронических алкоголиков, которых ни на какую работу больше не возьмут. Ну и отдача от них соответственная.

Знакомый автора статьи, врач по образованию, до сих пор с содроганием вспоминает свои ночные дежурства в небольшой сельской больнице. В сильные морозы наличный истопник (заменить которого было просто некем), приняв на грудь изрядную дозу горячительного, засыпал сном праведника. А вызванный из дома среди ночи главврач, чтобы не заморозить больных, поднимал по тревоге дежурных фельдшеров скорой помощи — и они вместе начинали бросать в топку уголь…

Точнее даже, не уголь, а то, что понималось под этим термином — настоящего углерода там было всего несколько процентов. Увы, "бюджетникам" государство поставляло лишь самый низкокачественный продукт, почти целиком состоящий из пыли и прочего мусора, нагнать которым температуру было практически невозможно. Правда, почти десять лет как кошмары 90-х здесь почти забыты — больницу перевели на газ. Но "сверху" все чаще приходят бумаги, требующие начать расконсервацию полуразрушенной угольной котельной — во имя якобы энергосбережения.

Вспоминается и личный опыт проживания в доме с печным отоплением. Родителям приходилось заниматься форменным священнодействием с заслонкой: сильно откроешь — уходит тепло, слабо — есть риск угореть чадом — окисью углерода, отравление которой происходит незаметно для человека. А еще каждый день приходилось вставать в шесть утра, чтобы выгрести из охладившейся печки перегар и вновь ее затопить.

Самое печальное, что технологический возврат к допотопным временам в Украине ее элита мотивирует стремлением к прогрессу. То бишь следованием в Европу, где Киев, на самом деле, никто не ждет. Но ЕС все равно продолжает манить его призраком евроинтеграции, как ослика морковкой. Например, на нынешнем этапе еврочиновники уже подписали документ о "Зоне свободной торговли". Осталась сущая "мелочь" — ратификация соглашения всеми парламентами европейских стран. Большинство членов которых дня не проводят без того, чтобы не напомнить Януковичу о "нарушении в стране демократических стандартов".

Впрочем, несоответствия таким стандартам еврокомиссары находили даже во времена правления милого их сердцу Ющенко. Что делать? Приходилось обижать близкого западному сердцу человека, лишь бы сдуру не принять в Евросоюз экономически слабую Украину. Впрочем, за невыдачу этого "членского билета" украинцам стоит быть благодарными. Иначе пришлось бы им побывать в шкуре Греции, Испании, да и той же Прибалтики — с массовой безработицей, катастрофическим снижением соцвыплат и разрушенной по приказу Брюсселя промышленностью.

Тем не менее, имитация кипучей деятельности под названием "движение в Европу" является для официального Киева фактически государственной религией — причем все два десятилетия независимости. А раз так, то все, что может этому мнимому движению помешать, предается анафеме. В том числе и самые выгодные и жизненно необходимые умирающей украинской экономике предложения об интеграции в противоположном направлении.

Ведь Москва уже неоднократно заявляла: вступление Украины в Таможенный союз даст возможность покупать ей тот же российский газ по внутрироссийским ценам. В целом, за счет прямых и косвенных преференций Киев мог бы получать ежегодно до 10 миллиардов долларов дополнительной прибыли. Вместо этого он вынужден клянчить куда меньшие суммы у международных банкиров, выдвигающих в ответ совершенно неприемлемые в социальном плане условия.

Читайте также: На Украине воюют с "тарелками"

Но пока — не судьба. Недавние переговоры на высшем уровне в Крыму насчет газа опять кончились ничем. Украинская элита по-прежнему планирует идти в Европу подальше от СНГ и России — но по-прежнему за российский счет. А в качестве козыря готова перевести своих соотечественников на отопительные стандарты XIX века — для снижения закупок российского газа.

Вообще, это снижение ниже оговоренных в соглашении 2009 года объемов само по себе является нарушением договора, что подлежит штрафным санкциям. Как раз в размере стоимости незакупленного сырья. Просто пока что "Газпром" щадит своих киевских партнеров, надеясь на их здравый смысл. Но последний пока не очень заметен — вместо него куда более популярны маниловские надежды на уголь, опасные не только для экономики и окружающей среды, но и для здоровья украинских граждан.

 Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить