Марокканские короли российского апатита

6 августа состоится суд между ОАО "Апатит" (входит в ОАО "Фосагро") и ОАО "Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината" (входит в ОАО "Уралхим"). Предмет разбирательства — ценовые условия нового контракта на поставку апатитового концентрата, сырья для производства фосфорных удобрений. Впереди рассмотрение апелляционных жалоб.

ОАО "Апатит" — уникальное предприятие, фактически единственный производитель апатитового концентрата в мире и контролирующий более 75 процентов этого рынка в России. Согласно российскому законодательству, "Апатит" является монополистом. Контракты с независимыми производителями фосфорных удобрений — ОАО "ЗМУ КЧХК", ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" (также входит в "Уралхим") и россошанское ОАО "Минеральные удобрения" истекают в этом году. Заводы сотрудничали с "Апатитом" на вполне выгодных условиях — базовая цена предыдущего года, корректировалась на предстоящий год на индекс промышленной инфляции в отрасли. Оговорена и возможность продления взаимоотношений на следующие годы. Таким образом, с одной стороны, производители были надежно защищены от монопольного завышения цены "Апатитом", а монополист получал стабильный доход. Контракты соответствовали антимонопольному законодательству и действовали уже не первый год. Однако "Фосагро" отказалось заключать новые контракты на прежних условиях, несмотря на отсутствие у поставщика каких-либо экономических или технических проблем при исполнении действующих договоров.

Производители удобрений вынуждены были обратиться в суды. Суд первой инстанции признал правоту ОАО "ЗМУ КЧХК" и ОАО "Минеральные удобрения", однако в аналогичной ситуации неожиданно отказал ОАО "ВМУ". Впереди — рассмотрение апелляционных жалоб.

По заявлениям монополиста, все эти годы он вынужден был работать себе в убыток, продавая продукцию ниже себестоимости. Однако финансовые документы говорят об обратном. В инвестиционном меморандуме и презентации для инвесторов, которую "Фосагро" делало перед размещением ценных бумаг на Лондонской бирже в апреле этого года, компания отмечает, что опережает большинство конкурентов в мире по рентабельности за счет одной из самых низких себестоимостей производства во всем мире, а в фосфорном сегменте и вовсе занимает первое место благодаря высококачественному и дешевому сырью. Это приносит холдингу маржу в данном сегменте выше среднерыночной: 43 процента рентабельности в 2008–2011 годах. Для лондонских инвесторов "Фосагро" раскрыл и реальные темпы роста себестоимости продаж. Холдингу удалось сдержать темп роста себестоимости на уровне даже меньше промышленной инфляции — 7 процентов. В то время как индекс промышленной инфляции, по данным Росстата, составил 12 процентов.

Но это для инвесторов, а в суде же "Фосагро" продолжает настаивать на убыточности своего добывающего предприятия и заявляет о желании продавать сырье по ценам "не ниже мировых". Чтобы "исправить" ситуацию, холдинг предложил определять цену апатитового концентрата по странной формуле, привязанной к марокканским фосфатам, которые считает эквивалентом апатитового концентрата. Такая схема ценообразования привела бы к двукратному удорожанию апатитового концентрата, что моментально сделает выпуск минеральных удобрений нерентабельным для независимых производителей.

Однако в действительности марокканские фосфаты и апатитовый концентрат — виды сырья совершенно разные по химическому составу, радиоактивности и даже происхождению. Естественно, они никоим образом не являются взаимозаменяемыми, так как заводы, работающие на апатитовом концентрате, в силу технологических особенностей просто не могут перейти на фосфаты из Марокко. Теоретически фосфор можно добывать и из рыбы, но это не делает рыбу и апатитовый концентрат взаимозаменяемыми товарами.

Вдобавок не совсем понятно, о каких мировых ценах на апатитовый концентрат говорит "Фосагро", так как в мире больше нет крупных производителей этого сырья, соответственно, нет и условий для формирования мирового рынка. Рынок фосфатов в Марокко же вообще контролируется королем, и выходит, что положение российских производителей удобрений и фермеров должно зависеть от настроения африканского монарха.

Что более странно — это неприкрытое поощрение аппетитов монополиста органом, который вроде бы должен их ограничивать — Федеральной антимонопольной службой РФ. В конце 2012 года ФАС объявила, что разработала "Правила недискриминационного доступа к рынку апатитового концентрата", в которые была включена та самая "марокканская формула". Служба объявила их обязательными к исполнениями. После вмешательства правительства и обращения "Уралхима" в Высший арбитражный суд, данные "Правила" были переименованы ФАС в "Рекомендации" и стали необязательными к применению. Высший арбитражный суд в своем определении указал, что проект "Правил" носит добровольный характер. Несмотря на это, и "Фосагро" и ФАС настаивают в судах на применении данных рекомендаций. Но суд обязан основываться исключительно на законах, а не домыслах и пожеланиях, и дважды отказал в применении таких рекомендаций.

Останавливаться ФАС и "Фосагро" не намерены. Теперь предпринимаются попытки внести изменения в ФЗ "О защите конкуренции", которые позволили бы ФАС вручную регулировать рынок апатитового концентрата в интересах монополиста. Чем чреват успех этой инициативы? Во-первых, прямое государственное регулирование некой отрасли в стране-участнице ВТО грозит серьезным международным скандалом. Во-вторых, из-за двукратного повышения цен независимые производители удобрений будут вынуждены закрывать производства, отправляя на улицу тысячи людей, что может негативно сказаться на социальной стабильности. В-третьих, избавившись от конкурентов, "Фосагро" сможет беспрепятственно завышать цены на внутреннем рынке, что станет мощным ударом для российского сельского хозяйства. Реализуется ли пессимистичный сценарий, или суд сможет умерить амбиции монополиста — покажет время.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Последние новости сегодня 29.07.2013

 

 

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру