Средняя Азия может дойти до водной войны

Вернет ли Киргизия России деньги, вложенные в ГЭС

Цены на нефть в мире упали. Возможно поэтому Москва теперь не стремится вкладывать деньги в дорогостоящие проекты за рубежом, даже если речь идет о союзниках по СНГ и ОДКБ. Об этом в программе "Диалоги" поговорили обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.

— Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев после визита в Россию сообщил, что Россия отказалась от финансирования Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Киргизия якобы уже нашла другого инвестора. Он не называется, хотя таким богатым может быть, наверно, только Китай. Почему Россия отказалась? Связано ли это с тем, что нефть сейчас немного упала в цене? Что надо экономить?

— Конечно, это весьма затратная история, но надо напомнить, что подобного рода проблемы возникали и ранее. Несколько лет назад Россия давала целевые кредиты на финансирование стройки, но, к сожалению, было констатировано, что киргизская сторона использовала эти деньги нецелевым образом.

Киргизия — небогатая страна с массой проблем, которые могут выглядеть гораздо более срочными и актуальными в каждый конкретный момент. И ситуация действительно такова, что для России в условиях дефицита ресурсов заниматься строительством ГЭС в Киргизии сейчас действительно слишком затратно. Если в Киргизии уже определились с другим инвестором, так и слава богу.

В ходе последних переговоров между президентами РФ и Киргизии Владимир Путин заявил, что Россия продолжит безвозмездно помогать Киргизии. Однако я бы не сказал, что это деньги на ветер. Это важная и нужная помощь нашим ближайшим соседям и союзникам, инвестиции в нашу безопасность и развитие в будущем.

Киргизия, наряду с другими среднеазиатскими странами, имеет огромное значение для России, поэтому отказываться от сотрудничества с ними, в том числе даже в виде безвозмездной помощи, было бы крайне недальновидно. Потому что свято место пусто не бывает. Не будем помогать мы, придет кто-то другой. Тогда там будут иметь влияние и укрепляться какие-то другие силы.

— Так уже, к сожалению, произошло в Туркмении, где Китай перехватил инициативу по строительству трубопроводов.

— Дело не только в экономике, самое главное сейчас — это держать руку на пульсе Средней Азии.

— Покойный президент Узбекистана всегда был категорически против строительства гидроэлектростанций в Таджикистане и Киргизии. Ислам Каримов говорил даже о вероятности войны, "если интересы стран, находящихся в низовьях трансграничных рек, не будут учтены в распределении водных ресурсов региона".

— Естественно. Проблема водно-энергетического баланса существует не первый век. Управление водно-энергетическими ресурсами в Средней Азии возможно только на основе надгосударственного или межгосударственного единого комплекса управления. Проблема там заключается в том, что истоки Сырдарьи и Амударьи, а также горы, откуда эти реки стекают, контролируются Киргизией и Таджикистаном.

Для горных стран эта вода является источником энергии, которая прежде всего необходима им зимой. А для государств, расположенных ниже Узбекистана и Казахстана, вода — это источник орошения, она очень нужна им летом. Чтобы наладить четкую работу всей данной системы, нужен отдельный серьезный орган. Госплан с этими задачами справлялся.

Сейчас зимой страны, находящиеся в верховьях Сырдарьи и Амударьи, начинают сброс воды ради выработки большего количества электроэнергии. Из-за этого происходит затопление в низовьях этих рек, что приводит к деградации почвы, заболачиванию, засолению. Это практически диверсия против сельского хозяйства так называемых нижних стран. Но если этого не делать, то тогда люди, живущие наверху, будут просто замерзать.

Для того, чтобы решить этот вопрос, необходимо наладить встречный поток энергии, то есть поставлять в верхние страны энергоносители — уголь, газ, нефть из Казахстана и Узбекистана. Надо согласовать цены поставок воды и энергоресурсов, отладить эти механизмы, чтобы вся система действовала как часы. Потому что опасения по поводу безопасности плотины, конечно, существуют. К тому же там сейсмоопасный район.

Если не разобраться с этой проблемой, то действительно возможны войны. Очень схожая ситуация складывается в долине Нила, где уже неоднократно говорили о возможной войне за воду. Не дай Бог, конечно, но такая ситуация совершенно не уникальна для нашей Средней Азии. Проблемы с водой будут обостряться по всей планете.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Обсудить