Иностранцы приедут в Россию... пообедать

Все большее число российских регионов понимают, что при должной постановке дела туризм может стать неплохой статьей дохода. Но чем привлечь туристов, если под боком нет теплого моря? Интересными событиями — фестивалями, концертами, вставками, праздниками, форумами и фирменными местными продуктами! Белевская пастила, веневские булочки, сызранский помидор, новгородский пряник, архангельская треска завоевывают популярность не только в России, но и за рубежом.

Что на очереди? О возможностях развития внутреннего и въездного туризма в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказали президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман и исполнительный директор Национальной ассоциации хранителей гастрономического наследия и туризма "Очаг" Олег Алексеев.

— Кроме всего прочего, регионы стараются развивать событийный туризм, так?

Олег Алексеев: Да, и гастрономический тоже, а также их сочетание. Сегодня во многих регионах России, которые не имеют теплого моря, высоких гор, каких-то колизеев и других достопримечательностей, события гастрономии являются как раз теми катализаторами, которые привлекают туристов.

— То есть не искупаешься, но поешь вкусно и необычно?..

Леонид Гелибтерман: Да. Многие регионы обладают очень интересной кухней, какими-то необычными продуктами. Ну, а любой человек должен три раза покушать, покушать хочется вкусно, особенно на отдыхе. И в России проводится очень большое количество самых разных интересных мероприятий, от местных до региональных и федеральных.

Недавно я посетил мероприятие в поселении Большие Дворы Павлово-Посадского района "Праздник русского холодца". Проводят это мероприятие всего третий год. Все родилось из простого желания местных жителей после Нового года выйти погулять, пообщаться, вынести какие-то свои продукты. Теперь это уже региональный крупный праздник, где подчуют гостей холодцами, устраивают мастер-классы, выступают коллективы, приезжает все большее количество гостей. В этом году уже 21 автобус с туристами прибыл на это мероприятие. Про небольшое подмосковное поселение Большие Дворы теперь знают от Калининграда до Владивостока. У района теперь, кроме хорошо известных павлово-посадских платков, появился еще замечательный бренд "Праздник русского холодца".

Проводится также большое количество культурных и спортивных мероприятий. Например, в Самарской области проходит большой фестиваль "Классика над Волгой". Концерты классической музыки проходят летом под открытом небом. Приезжают звезды мировой величины. Далеко не все могут попасть в "Ла Скала" или во французский "Опера", а здесь все могут приобщиться к высокому мировому искусству.

Естественно, на таких мероприятиях работают представители местной кухни. Можно отведать, допустим, волжскую рыбу, еще что-то такое. К сожалению, это бывает не всегда, часто организаторы все усилия направляют только на основную заявленную часть мероприятия, на то, ради чего люди приехали. А вот гастрономическая составляющая оказывается на втором, а то и на третьем плане. Но ведь людей же надо кормить не только духовной пищей! И хорошая кухня сделает событие намного привлекательней. Просто у людей еще не хватает опыта, знаний, ресурсов. Поэтому одна из глобальных задач, которая стоит перед Олегом и передо мной, сделать так, чтобы это все было гармонично.

О.А.: Мне не хочется специально выделять событийный туризм в такой уж отдельный вид туризма. Ведь турист сегодня стал более требовательный, с большими запросами. И очень часто люди хотят объединить поездку на какое-то мероприятие, знакомство с этнографией и гастрономией края. Поехав, например, даже на берег Черного моря, невозможно все дни пролежать на пляже, хочется посмотреть местные достопримечательности, поучаствовать в каких-то мероприятиях.

Турист хочет участвовать в мероприятиях. Хорошо известна испанская традиция Томатино, когда люди кидаются помидорами. В России тоже есть помидорный фестиваль "Сызранский помидор". В Сызрани не кидаются помидорами, но там есть возможность попробовать огромное количество продуктов из помидоров и других растений семейства пасленовых.

Кроме того, в это же время там проходит Международный фестиваль духовых оркестров "Серебряные трубы Поволжья". Большое количество туристов приезжает на эти мероприятия. Туристические компании организуют пакетные туры и зарабатывают на этом. Есть компании, которые делают даже туристические поезда на эти мероприятия.

Самое главное — это польза для территории, ее продвижение. Через гастрономию можно развить территорию. В Тульской области есть населенный пункт Винилов. В свое время там выпекали маленькую виниловскую булочку, широко известную в крае и за его пределами. Потом прошло время, и про это забыли, а сейчас это производство возродили. Теперь через это производство, через маленькую булочку, они смогли выстроить стратегию развитию региона. И в город поехали туристы не только попробовать виниловскую булочку, но и посмотреть, что же там происходит.

Похожая история с белевской пастилой из города Белевка, который находится не так далеко, в том же регионе. Белевскую пастилу после революции перестали производить, хотя в свое время это был очень известный продукт и продавался не только в России, но и за рубежом. Сегодня там возродили производство, три предприятия выпускают белевскую пастилу.

Л.Г.: Более того, у одного из этих производств есть консигнационный склад в Риге. Они сертифицировали эту пастилу по требованию Евросоюза и продают ее в Европе. Совершенно с нуля все было сделано, совершенно свежая история. Несколько лет назад еще ничего там не было.

— Для развития туризма ведь еще инфраструктура нужна...

— Инфраструктура тоже. Но это же тянется одно за другим. Развитие производства тянет за собой создание новых рабочих мест. Создание новых рабочих мест тянет за собой увеличение налоговых поступлений. Увеличение налоговых поступлений тянет за собой возможность для бюджета софинансировать какие-то проекты или давать льготы, преференции. Растет узнаваемость. Когда появляется поток туристов, туда приходит бизнес, строит отели и другую инфраструктуру. Если туристов стало больше, запросы выросли, значит, уже можно поставить более приличный отель.

Ресторатор смотрит на ситуацию: приехали туристы, их надо кормить, значит, я там буду открывать кафе и рестораны… В том же Белеве открыли музей белевской пастилы. И очень многие люди даже не подозревая, что в Белеве есть еще какие-то достопримечательности и инфраструктура, едут именно в музей "Белевской пастилы". Конечно, и разными услугами пользуются. И там целенаправленно развивают туризм, привлекая людей хорошей идеей для путешествия.

Фокус зарождения и секрет успеха этих вещей кроется в триединстве — власть, бизнес и общество. Когда эти три вектора действуют в одном направлении, заинтересованно и согласовано, только в этом случае возможен такой успех.

Есть и другие регионы, которые могут похвастаться такими же результатами. Например, Алтайский край очень успешно развивает самые разные виды туризма. И в магазинах везде алтайские сыры занимают очень достойное место, также мед. Татарстан очень активно национальную кухню продвигает. Сеть магазинов "Бахетле" стала очень популярны в Москве, потому что там прекрасная кулинария и сладости. Также мы можем говорить о чак-чаке и т.д. Люди продвигают свой продукт, потому что гордятся им и стараются его развивать.

О.А.: Конечно, чтобы продукт продвигал территорию и туризм, надо выстроить грамотную стратегию продвижения. Поэтому таких регионов пока не много.

Л.Г.: Но задумались об этом уже многие, это точно. А вот приступили к реализации, действительно, пока не многие. Но есть маяки — точки роста, они подают пример и дают ориентиры остальным. Если ты сомневаешься, то посмотри на соседей, оцени, как это все происходит.

О.А.: На нашу Национальную премию в области событийного туризма в прошлом году было подано уже свыше 600 заявок, около 15 процентов — в номинацию "Лучшее гастрономическое событие". Были самые разные интересные события от Калининграда до Владивостока.

Все стараются, на самом деле все хотят. И появляются в каждой местности хотя бы маленькие события, которые потом пытаются взрастить. Это не обязательно изначально что-то гастрономическое. Это может быть какая-то ярмарка, гуляние, народный праздник, та же Масленица, которая широкой поступью идет по стране в весенние дни. Она отчасти тоже гастрономическое событие.

Л.Г.: Все зависит от профессионализма и амбициозности региональной и муниципальной властей. Вот Архангельская область продвигает прежде всего треску. Они совершенно фанатично работают с иван-чаем. Свой иван-чай они очень лелеют и позиционируют.

В Великом Новгороде гордятся новгородским пряником, который, по их мнению, тотально отличается от пряников из других мест. Южно-русская кухня впитала в себя традиции Кавказа в том числе, все это в тигле переплавила, и появились очень интересные продукты. У всех есть свои какие-то специалитеты.

Кавказ, Поволжье, Урал, Сибирь — это целые особенные миры. Россия уникальна своими разнообразными природными условиями и народами разными, которые, соответственно, имеют свою национальную культуру. Мы имеем громадное богатство, которого еще сами до конца не осознали. И пытаемся осознать только сейчас.

— Какие ближайшие перспективы, над чем вы собираетесь работать?

О.А.: Ну, мы планируем в этом году провести Второй Российский гастрономический форум в Москве. На нем будем представлять стратегии развития туризма и регионов в целом через гастрономию. Там будет выставка, дискуссии, деловая часть, мастер-классы… Основной форум предназначен для профессионалов индустрии, но пройдет и сопутствующий фестиваль для публики, чтобы люди могли приобщиться.

Опять будем помогать в Абрау-Дюрсо, в Краснодарском крае, форуму-фестивалю, который посвящен винному туризму. Ну и, конечно, в наших планах проведение российской гастрономической недели в одной из европейских стран. Мы уже проводили ее в Испании.

Л.Г.: Уже есть заявки из пяти стран. И на 2017 год уже запланированы очень любопытные страны, неожиданные. Мы это планируем развивать. Мы сейчас только в начале пути, но мы с Олегом — большие оптимисты.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *