Развитие внутреннего туризма в России. Интервью Владимира Шарова

Вложения в туризм многократно окупаются

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий предоставление работодателям льгот за компенсацию сотрудникам затрат на турпоездки по РФ. Велики ли шансы на прохождение законопроекта в условиях кризиса? Готова ли наша сфера отдыха к приему туристов? Об этом Pravda.Ru рассказал президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма РФ Владимир Шаров.

— Владимир Юрьевич, расскажите об этой инициативе. Какие шансы, что законопроект будет принят? Против него активно выступают минэкономразвития и министерство финансов, но есть и много сторонников.

 - Конечно, минфин прежде всего. Отраслевое сообщество, безусловно, приветствует любые законотворческие инициативы, которые бы повлияли на развитие внутреннего и въездного туризма в России. Поэтому всегда туристическое сообщество активно подключается к этим вопросам.

Конечно же, успех любой законотворческой инициативы в конечном итоге зависит от инструментов лоббирования, и тех персонажей, которые лоббируют тот или иной вопрос. Такая законотворческая инициатива в последнее время очень активно обсуждается среди профессионалов и в различных общественных организациях, которые занимаются проблематикой предпринимательства малого и среднего бизнеса. Потому что туризм очень активен именно в этом срезе.

Совершенно очевидно, и все эксперты туристской отрасли заверяют, что если этот законопроект будет принят, это, безусловно, может резко повлиять на развитие внутреннего туризма в России. Уже в первый год после введения такого законопроекта, по оценкам Ассоциации внутреннего и въездного туризма, внутренний туризм может возрасти на 70 процентов.

Конечно, будет доминировать пляжный отдых и санаторно-курортное лечение. В меньшей степени, но тоже вырастет число познавательных поездок. Понятно, что работодатель заинтересован, чтобы клиент максимально отдохнул с элементами оздоровления, реабилитации.

Культурно-познавательные поездки сложно отнести в чистом виде к этой категории. Поэтому услуги пансионатов, санаториев, различных курортов не только на Юге, но и в центральной полосе России и других местах, возрастут достаточно существенно. Конечно, все зависит от принципов конкретных предпринимателей. За рубежом принятие подобных законов существенно повлияло на увеличение объема отдыха.

— Такие законы действуют в других странах?

 - Да. Такие законы есть в Швейцарии и некоторых других европейских странах. В Китае активно сейчас это применяется через инструмент отпускного ваучера. Сотрудник, уходя в плановый отпуск, получает от работодателя 13-ю зарплату в виде отпускного чека, который он может при оформлении путевки предъявить туроператору и оплатить им свой отдых.

Нам очень важно будет определить, какие критерии должны быть применены. Самое главное, что это должно быть в поле зрения минфина, Счетной палаты России, других органов государственного контроля.

Безусловно, необходимо предусмотреть инструмент контроля, все должно быть прозрачно, чтобы не было злоупотреблений.

— Ведь у нас есть недавний советский опыт, и механизм в принципе понятен.

 - Безусловно, то же самое существовало у нас в советское время. Люди старшего и среднего возраста это прекрасно помнят. Поэтому очень важно учесть позитивные и негативные моменты.

Конечно, все туристское сообщество надеется, чтобы этот законопроект был максимально проработан, объективно освещен и обоснован перед минифном и минэкономразвития, чтобы они пошли на такой шаг и поддержали эту меру.

— Момент для этого, с вашей точки зрения, удачный? Ведь в бюджете денег вроде бы и так нет, идут сплошные секвестры. С другой стороны, сейчас есть конкуренция в туризме, но для внутреннего туризма — благоприятное время.

 - Думаю, что принятие такого закона уместно в любое время, для потребителя — особенно. Сейчас интересная и благоприятная ситуация. Совершенно очевидно, что инвестиционный климат в сектор профессиональных форматов гостиничной индустрии, транспортной индустрии, достаточно благоприятный. Много объектов строится и реконструируется. На сегодняшний день уже есть, где отдыхать.

За последние пять лет емкость номерного фонда гостиниц на популярном маршруте "Золотое кольцо России" увеличилось в шесть раз. 92 процента — это частные российские инвестиции. И пропускная емкость "Золотого кольца" сразу увеличилась, потому что появилась гостиничная база. 5,5-7,5 лет — средний порог окупаемости для гостиниц, это достаточно привлекательно.

Стимулируют развитие Федеральные целевые программы. Каждому региону предоставлено право на улучшение инвестиционного климата, и реальный инструмент для этого есть. Эти процессы начались семь лет тому назад, но первые два года они шли достаточно болезненно, потому что многие боялись потерять налоги. Но предоставление льгот на начальном этапе как раз окупилось дополнительными поступлениями в бюджет.

Достаточно активны в это плане, например, регионы Центрального федерального округа. Ярославская, Владимирская, Калужская, Рязанская области задействовали очень много различных инструментов для поддержки малого и среднего бизнеса в гостиничном сегменте. Часто используются методы государственно-частного партнерства. Из бюджетов различных уровней финансируется развитие инфраструктуры, а конкретные туристические объекты строятся на частные средства.

Создаются кластеры и зоны туристско-рекреационного отдыха. Сейчас — масса таких зон. Любой желающий может найти их на сайте Федерального агентства по туризму и в других источниках. Это очень позитивно. Прежде всего, очень преобразился Алтай и "Золотое кольцо России".

Основная проблема сейчас — туроператоры не могут по большинству внутренних направлений сформировать достаточно конкурентную перевозку. Потому что не по всем направлениям государство дотирует такую перевозку. В Крым есть дотация, и это сразу дало хороший результат.

По Дальнему Востоку, Байкалу уже был эксперимент два года тому назад по дотационным рейсам именно под туроператорский продукт, он прошел успешно. Дотация была до 30 процентов стоимости авиабилета. Перелет туда очень дорогой, и возможность снизить стоимость поездки очень сильно повлияла на увеличение количества туристов.

Такие экспериментально-тестовые режимы после апробации вводятся в государственные программы. Сейчас этот инструментарий начинает применяться. Запущены также рейсы малой авиации с дотацией перелета.

— Поворот на Восток в плане туризма происходит?

— Как раз оттуда объем увеличился. Несколько сократился приезд японцев, но туристов из Китая стало значительно больше. В том числе и благодаря тому, что отпускные чеки китайцам разрешили не только внутри Китая использовать, но и для путешествий в Россию в рамках подписанных новых межправительственных соглашений о развитии туризма. Инструменты безвизового режима сильно сыграли.

— Какие меры могли бы активизировать въездной туризм?

 - Нужно именно совершенствование визовых инструментов, упрощение визового режима. И нужно активно пропагандировать и продвигать наш туризм. К сожалению, по-прежнему по объему финансирования продвижение нашего туризма находится далеко в хвосте по бюджету. Другие страны тратят в разы больше на продвижение своей страны, как туристской дестинации.

Все понимают на опыте других стран, что именно туризм является самой мальтипликативной отраслью экономики. Потому что здесь — и авиаперевозка, и общепит, и гостиничный сегмент, и сувенирка, и множество других отраслей.

Туризм — это активное развитие территорий в социальном и экономическом плане. Все это уже понимают. Поэтому, надеюсь, что наши власти будут действительно развивать эту сферу. Мы надеемся, что ситуация будет значительно лучше.

Также по теме:

Гастрономический туризм: Кто за чем?

Туризм в России: чего не хватает

Отдых в России лучше, но об этом не знают

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить