Появились новые методики возрождения российских портов

Возродить порты России - без лишних затрат

Единая транспортная система СССР была одной из самых развитых в мире. Но после отделения союзных республик произошла утеря контроля над главным звеном фидерной транспортной системы — речным транспортом и судами класса река-море. О состоянии дел в отрасли водного транспорта рассказал бывший сотрудник ведущего проектного института РФ Тигран Степанян.

Главная проблема водного сообщения в России заключается в том, что после распада СССР перегрузочные комплексы на реках и морях годами пропадали за ненадобностью, в результате чего пришли в состояние, противоречащее требованиям безопасности при технической эксплуатации. Из 74 морских портов на территории России осталось всего 64. Причем преобладающая часть этих гаваней построена или реконструирована в 1970–1980 годы прошлого столетия.

Читайте также: Эксперт: Водные ресурсы деградируют

Соответственно, по состоянию на 2013 год значительная доля причалов достигла продолжительности эксплуатации 30-40 и более лет, тогда как нормативный срок службы 50 лет. Произошло старение основных фондов, остаточный ресурс этих перегрузочных комплексов полностью исчерпан.

На сегодняшний день магистральные направления транспортной системы РФ развиты и работают на пределе, их пропускная способность уже не имеет остаточного резерва. Поэтому сегодня важно разгрузить основные направления, уделив внимание развитию фидерной транспортной системы, которая обеспечивает доставку грузов до конечных потребителей на территории всей России. Восстановление системы окажет положительное влияние на развитие смежных видов транспорта, повысив капитализацию предприятий отрасли и сформировав новые рабочие места. Кроме того, благодаря минимизации издержек транспортного комплекса снизится стоимость конечного продукта и повысится объем бюджетных поступлений.

Возрождение Единой системы поможет обеспечить согласованное развитие и функционирование предприятий транспортной отрасли, а также максимально удовлетворить транспортные потребности с минимальными затратами. Благоприятно это скажется и на развитии производственных отраслей народного хозяйства, которые сегодня пребывают в упадке. Для завершения производственного цикла, то есть организации перевозок и сбыта, необходимо увеличить пропускную способность морских портов России. Этот момент учтен, в ФЦП такая задача поставлена.

Очевидно, проблема заброшенности российских портов назрела и требует срочного разрешения. Поэтому уже в настоящее время необходимо принять решение о реконструкции и целесообразности строительства дополнительных современных причалов, об установке более мощных перегрузочных механизмов с учетом роста грузооборота, зафиксированного как в России, так и во всем мире.

Конечно, усиление большого числа причальных комплексов в российских морских портах связано со значительными бюджетными затратами. Однако специалисты отрасли разработали такую методику отбора перегрузочных комплексов для реконструкции, модернизации или полной замены, которая позволит сократить затраты, по крайней мере, на формирование и содержание базы данных. Разработанная методика учитывает фактор времени в проектах эксплуатации и реконструкции портовых перегрузочных комплексов и служит для оптимизации технического надзора. При этом надзор предлагается организовать на уникальной платформе с удобным управлением, полным спектром защиты от сетевых атак, предоставляющей компактное хранение данных по принципу бизнес-модели SaaS (software as a service. — Ред.).

Разработанный специалистами подход может стать качественной основой для организации информационного обмена при осуществлении технического контроля над всей транспортной отраслью в целом. На данном этапе, как уверяют авторы, методика апробирована в процессе реконструкции порта Петропавловск-Камчатский, и следующим этапом следует ожидать ее внедрение и далее. Также методика может быть применена к объектам инфраструктуры речного транспорта.

Еще одна важная проблема, без решения которой будет очень трудно начать восстановление Единой транспортной системы, заключается в целом ряде устаревших нормативных документов, которые регламентируют процессы проектирования, эксплуатации и реконструкции объектов инфраструктуры водного транспорта. Причем об этой проблеме ранее не раз упоминали специалисты транспортной отрасли.

Впрочем, в этой части уже наблюдается продвижение. Часть соответствующих руководящих документов уже была актуализирована. И первая редакция Сводов правил уже находится на рассмотрении администрации портов, пароходств, бассейнов и т. д.

Важно заметить, что в 2011 году в нашей стране был введен в действие международный стандарт риск-менеджмента. Стандартом предусмотрено снизить уровень риска на транспортных объектах и повысить их надежность, инвестиционную привлекательность и, как следствие, капитализацию. Однако в первой редакции Свода правил по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры при их технической эксплуатации он не учтен. Если же разработчикам удастся внедрить описанную методику во вторую редакцию Свода правил, то это поспособствует более корректному исполнению требований вышеупомянутого стандарта.

Читайте также: Транспортная стратегия: мечты и реальность

Восстановление портов осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России 2010-2030 годов". В целях организации контроля за исполнением программы и достижением поставленных целей, специалисты отрасли предлагают создать Блок информационного обеспечения на базе разработанного ПО, что может привлечь дополнительные иностранные инвестиции для модернизации перегрузочных комплексов на территориях российских портов на условиях государственно-частного партнерства.

Исполнение программы идет уже сегодня. Порт Кавказ реконструирован и расширен. На очереди более 50 морских портов, но их пока не начали демонтировать. Очень вероятно, что применение новой методики поможет организовать наиболее тщательный контроль и определить очередность реконструкции перспективных перегрузочных комплексов российских портов, чтобы минимизировать суммарные затраты, необходимые для их полного восстановления.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить