Продавцов заменят автоматом

Торговые автоматы все активнее вторгаются в повседневную жизнь покупателей. В это трудно поверить, но автоматическая торговля как явление возникла еще в XIX веке, причем именно в России. Тем не менее, к началу XXI века рынок вендинга в нашей стране находится в зародышевой стадии и способен принять в себя значительные массы новых участников.

Машины по продаже газированной воды памятны всем, кто жил в стране Советов. Практически во всех городах действовали автоматы по продаже газированной воды, имелись аппараты, торговавшие пивом в розлив, работала даже "Почта-автомат". В свою очередь в Москве были популярны "машины" по продаже газет, стоявшие рядами почти на всех крупных станциях метрополитена. Известны попытки создания экспериментальных магазинов, где вся торговля производилась бы исключительно через автоматы, пишет деловой еженедельник "Компания".

Читайте также: "Что важно знать, работая по совместительству"

Однако исторически первым в России был автомат по продаже плиток шоколада, установленный в Санкт-Петербурге в ноябре 1898-го фирмой "Жорж Борман". В конце 90-х на стерильный российский рынок автоматической торговли стали приходить западные фирмы. Отечественные предприниматели преимущественно завозили бывшие в употреблении аппараты из Европы, Азии и США.

Первым делом в страну повезли кофе-машины. Именно эти аппараты обеспечивают самую высокую рентабельность, уверены специалисты. "В среднем по напиткам она составляет около 300%, потому что более сложные позиции ("горячий шоколад", "кофе со сливками") требуют большего количества ингредиентов, и затраты по ним выше", — приводит деловой еженедельник "Компания" слова коммерческого директора компании "Профессиональные и торговые автоматы" (ПТА) Станислава Баранова.

По данным Vendorus Group, на сегодняшний день в стране установлено и используется около 30 000 торговых устройств. Причем доля кофейных автоматов достигает порядка 39% от общего количества (данные АМИКО), далее по распространенности следуют интернет-киоски и киоски мобильного контента, на которые приходится 20% рынка, снэкмашины занимают 18%, системы приготовления пищи и продажи прохладительных напитков — еще по 7% соответственно. Другие вендинговые машины занимают 9%.

Читайте также: "Роботы" лишают продавцов работы"

В период кризиса экспансия вендинговых сетей приостановилась. Как отмечают эксперты, доходы снизились примерно на 20% при одновременном росте арендных ставок. Тормозит развитие сетей скептическое отношение и недоверие отечественных потребителей к машинной торговле, а также наличие целого ряда удобных для автоматической продажи товаров, которые запрещено реализовывать несовершеннолетним.

Однако рынку есть куда расти. В Европе лидером по числу человек на один вендинговый аппарат являются Нидерланды, где работает 214 000 автоматов. В этой стране на одну машину приходится всего 76 человек, пишет "Компания". Во Франции на один аппарат претендуют 98 человек, а в Великобритании 107. Для сравнения: в России на один вендинговый аппарат приходится 6776 потенциальных покупателей.

К тому же входной барьер на этот рынок не очень высок. По данным Баранова, около 40% операторов рынка вендинга — это мелкие частные фирмы и индивидуальные предприниматели. Кроме уже известных ниш, существуют целые товарные группы, куда пока не вторглись автоматы. В частности, это продажа книг формата pocket-book на вокзалах или в метро, реализация мыла и других гигиенических средств, а также кормов для животных и мелкой автохимии.

Интересной может стать эволюция автоматов на рынке услуг. Компания Beautiful Vending Ltd. недавно представила публике первые в своем роде вендинговые автоматы по продаже парикмахерских услуг, предоставляющие доступ к утюжкам для выпрямления волос. Они пользуются успехом у представительниц прекрасного пола.

Задавать вектор российского вендинга по-прежнему будут западный опыт и технологические новшества. А на западе автоматы постепенно вытесняют биологических продавцов, хотя, конечно, полного замещения не произойдет никогда.

В США компания Get & Go Express возводит уже полностью безлюдные магазины, оснащенные торговыми системами с сенсорными экранами, во взаимодействии с которыми осуществляется выбор товара и покупка. Эти магазины весьма конкурентоспособны благодаря отсутствию расходов на персонал.

Французская группа Ашан развивает в России торговую сеть "Радуга", где покупки оплачиваются покупателями самостоятельно в специальных автоматических кассах. Первый дискаунтер такого рода уже открыт в Калуге. Если проект окажется удачным, в российских городах с населением 250-500 тысяч человек появится целая сеть подобных гипермаркетов.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру