Почему выплаты авиаперевозчиков за пропавший багаж такие низкие?

Дама сдавала в багаж iPad, чемодан, саквояж

В российской блогосфере зреет очередной никчемный "баттхерт". Пассажирка "Аэрофлота" предъявила ему в своем блоге претензии из-за пропажи ценной вещи. Ее iPad лежал в багаже и сгинул в ходе полета. Если верить блогеру, за исчезнувший iPad компания заплатила ей всего 600 рублей, что вызвало возмущение незадачливого клиента. Но вот законное ли?

Эмоции блогера понятны. Однако ее претензии абсолютно необоснованы, если внимательно изучить традиционную систему работы перевозчиков с багажом и юридическую практику выплат по утере или порче багажа. Начать с того, что ни одна служба в аэропорте не будет носить на руках ваш чемодан бережнее, чем вы сами. И обязательства такого рода на нее в принципе не ложатся. В конце концов, необходимо понимать, что любой бизнес не склонен нести дополнительные расходы и будет отбиваться от всяческих выплат руками и ногами. Это норма выживания…

Читайте также: Не летайте самолетами "Аэрофлота"!

Проще говоря, если вы решили положить в багаж хрусталь (или iPad, или еще какую-нибудь дорогостоящую и ломкую игрушку), ответственность за сохранность такого груза глупо предъявлять авиакомпании. Все, кто летал на самолетах, наверняка видели, сколь небрежным образом осуществляется погрузка-выгрузка багажа.

Как показывает практика, предъявить какие-либо претензии перевозчику с шансами выиграть судебный процесс можно лишь в том случае, если в наличии имеются внешние заметные повреждения имущества. Разумеется, хозяину вещи-калеки или вещи-беглеца придется предъявить юридические доказательства того, что испорченный или пропавший предмет действительно был передан перевозчику с багажом.

В противном же случае компания руководствуется обычными нормами по покрытию доказанной весовой недостачи багажа с соответствующими выплатами. Чему пример — официальное письмо "Аэрофлота", сотрудники которого не поленились дать формальный, но полноценный ответ. В конечном итоге, предъявлять авиакомпании претензии из-за проблем с особо ценным грузом, который доставляется на общих основаниях, просто неуместно.

Другой момент, что на отечественных (да и не только) авиалиниях процветает воровство. Эта практика не радует, и сами компании несут серьезные репутационные потери. Самая же главная претензия к отечественным перевозчикам может состоять в том, что в своей деятельности они пользуются давно устаревшей Варшавской конвенцией, которая позволяет, что называется, легко отделаться от всяческих претензий. Но даже более современная Монреальская конвенция не предоставляет клиентам каких-либо преимуществ в сфере обеспечения сохранности багажа — правда, в соответствии с ней, возможны более высокие выплаты.

Итак, согласно действующей в России Варшавской конвенции, принятой еще в 1929 году, предел ответственности авиаперевозчика установлен в 20 тысяч долларов. Кстати, по этой конвенции российские граждане летают даже на иностранных перевозчиках. В эту сумму теоретически включается и выплаты за гибель пассажира. В реальности, множество других российских законодательных актов и страховых соглашений увеличивают выплаты на порядок как за счет перевозчика, так и за счет бюджета. Но это в том случае, когда получать деньги придется родственникам покойного…

Что до багажа, то, согласно Варшавской конвенции о международных авиаперевозках, клиенту дается срок в семь (максимум в 14) дней, чтобы предъявить претензии перевозчику. В случае задержки багажа претензия может быть предъявлена в течение 21 дня со дня его поступления в распоряжение пассажира. Также в течение семи дней перевозчик обязан принять заявление и рассмотреть его.

При этом размер убытков, на возмещение которых претендует заявитель, рассчитывается, исходя из веса багажа. "Варшавская" практика — 20 долларов за килограмм потерянного или испорченного груза. Именно поэтому iPad "потянул" на несерьезных шесть сотен рублей.

Если же заявитель намерен взыскать с перевозчика адекватную сумму испорченное или потерянное, то необходимо предоставить документы о реальной стоимости этой вещи от фирмы-производителя. А еще придется долго бродить по судам. Будем откровенны: на нежелание заниматься всей этой тягомотиной надеется и большинство авиаперевозчиков. При этом 20-я статья уточняет, что перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что он принял все возможное, чтобы избежать вреда чужому имуществу.

Читайте также: Пьяных пилотов - в черные списки

Монреальская конвенция в большей степени ориентирована на выплаты в случае физического ущерба. Однако она устанавливает более ощутимую расплату за утерю и порчу багажа. Расчет в ее рамках ведется, правда, не в привычных валютах, а в единицах МВФ — так называемых специальных правах заимствования. За уничтожение, потерю, повреждение или задержку багажа выплачивается максимум 1000 МВФ. Курс этой условной денежной единицы — плавающий, а итоговая сумма сегодня сопоставима с "варшавской" — 20 долларов или евро за кило груза.

Отсюда следует мораль: не оставляйте ценные вещи в багаже и уточняйте, по каким правилам летает перевозчик. Информация о пределах ответственности перевозчика должна быть предоставлена авиакомпанией или ее представителем по вашему первому требованию.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить