Автор Правда.Ру

Ледокольный скандал: кому мешает Российский атомный флот?

Будущее Российского атомного ледокольного флота и Северного морского пути, который функционирует благодаря этому флоту, находится под угрозой, считают капитан атомного ледокола "Арктика" Григорий Улитин и депутат Государственной думы Игорь Чернышенко. Источник этой угрозы они видят в планах реорганизации системы управления атомными ледоколами, которые разрабатываются Минтрансом России.
Печальным результатом этих планов может стать полный паралич Севморпути, уверены авторы открытого письма, которое распространяет ИА "Росбалт". Перспективы развития Северного морского пути в последнее время оказались в центре внимания общественности и средств массовой информации. Широкое внимание к этой теме было привлечено во время первого визита в ранге президента Владимира Путина в Мурманск и совещания на борту атомного ледокола "Россия". А в январе этого года прошло совещание на борту атомного ледокола "Ямал", в котором принял участие премьер-министр России Михаил Касьянов. Почти сразу после совещания в газетах появилась информация о том, что в Министерстве транспорта России разрабатываются два основных варианта смены управления ледоколами — подчинить флот непосредственно администрации Севморпути либо создать для этого новое унитарное предприятие. А бремя содержания этого флота в таком случае будет переложено на крупные нефтяные и газовые компании России. Но возникает вопрос: как можно, с одной стороны, рассчитывать на содержание флота за счет средств частных компаний и, с другой стороны, эффективно управлять флотом в интересах всех потребителей, не ущемляя кого-либо из них? Ответ очевиден: подобное управление возможно исключительно административными методами, то есть, диктуя грузовладельцам, чьи грузы и в каком порядке будут перевозиться. Налицо возврат к прошлому, откат от рыночных механизмов регулирования грузоперевозок по Севморпути, которые уже заработали. Так стоит ли отказываться от того, что было создано с таким трудом в ходе реформ и уже доказало свою жизнеспособность? Честно говоря, трудно вести обсуждение проблемы, основываясь лишь на предположениях о планах правительственных ведомств. Но большинство из них предпочитает хранить молчание. На парламентский запрос в правительство поступил пока всего один ответ, подписанный заместителем министра имущественных отношений С.В. Моложавым. Речь в нем идет о такой форме государственного управления ледоколами, как договор аренды. В частности, отмечено: "При заключении договора аренды на суда ледокольного флота Минтранс России должен будет представлять на согласование Минимуществу России решение о целесообразности и возможности сдачи в аренду каждого судна потенциальному оператору". Из данной позиции вытекает применительно к атомному флоту, что он уже не станет рассматриваться как единый технологический комплекс, когда суда по отдельности будут сдаваться в аренду. И еще один принципиальный вопрос — кадры. Плавсостав и специалисты ледокольного флота — неотъемлемая составляющая стабильного коллектива Мурманского морского пароходства, со своими традициями, высоким профессиональным потенциалом и социальными гарантиями. Уже сегодня остро стоит проблема старения не только командного, но и рядового состава. При попытках вывести флот из-под управления Мурманского морского пароходства многие специалисты могут просто уйти из экипажей атомных ледоколов: кто сегодня не знает, как государство платит зарплату бюджетникам, а многие ледокольщики к тому же являются акционерами пароходства... Кстати, обеспокоенные своим неопределенным будущим некоторые моряки уже сегодня подают заявления с просьбой об увольнении из ледокольного флота и переводе их в транспортный. И если матросов можно набрать на других судах, то уход всего лишь пяти-шести операторов АППУ приведет к остановке эксплуатации ледокола. Один из авторов этого письма, капитан, предпочтет уйти из Атомфлота, чем работать в государственном унитарном предприятии, и не сомневается, что его примеру последуют другие. А значит, как минимум, лет на пять атомоходы остановятся из-за отсутствия квалифицированного персонала, соответственно, прекратится и работа Севморпути. При этом неясно, где подготовят специалистов им на смену: единственная в стране система обучения специалистов атомного ледокольного флота, действующая на базе собственного тренажерного центра Мурманского морского пароходства, создавалась и совершенствовалась десятилетиями и демонстрирует всем высокий уровень подготовки уникальных профессионалов своего дела. А мы хотим своими руками разрушить и эту давно созданную и четко работающую систему подготовки кадров. За вопросом о персонале, обслуживающем атомный флот, стоит едва ли не самая серьезная проблема — надежной и безопасной эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками. В этом деле любые поспешные и не до конца продуманные шаги могут обернуться, без преувеличения, катастрофическими последствиями. Напомним, что кроме пароходства, никто не имеет опыта организации взаимодействия в Арктике экипажей ледоколов в связке с транспортными судами. Отделение ледокольного флота приведет к разбалансированности этой системы. Будут парализованы грузоперевозки в период осенне-зимней и зимне-весенней навигации. И тогда начало крупномасштабных перевозок углеводородного сырья в Арктике вообще окажется под вопросом. Мы не сомневаемся, что международный резонанс в случае разрушения сложившейся системы оперирования атомным ледокольным флотом будет огромным, ведь деятельность этого флота в западных странах прочно ассоциируется с Мурманским морским пароходством. Имидж этой компании, плодотворная работа ее руководства с западными партнерами позволили начать реализацию ряда крупных международных проектов по повышению радиационной безопасности атомного флота, и не только гражданского, но и военного. Именно под гарантии пароходства иностранными инвесторами безвозмездно выделялись и выделяются многомиллионные транши на выполнение работ, которые государство недостаточно финансирует. Этому процессу может быть нанесен невосполнимый ущерб.

Григорий Улитин, капитан атомного ледокола "Арктика", Игорь Чернышенко, депутат Государственной думы, "Северная неделя"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Это свершится совсем скоро, буквально на днях. "Аллея правителей" пополнится бюстом первого президента России Бориса Ельцина. Избежать этого уже невозможно...

Будет стоять: зачем Москву украсят бюстом Ельцина

Пока Россия ведет на дипломатическом фронте войну с США и Великобританией, ближайшие союзники Москвы по СНГ начали постепенно сближаться с Вашингтоном.

Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Комментарии
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram
Россия официально обвинила Британию и США в сирийской химатаке
Fire lotto начинает ICO
Вычислено оптимальное количество шагов в день для поддержания хорошей формы
США подстрекают Украину повысить тарифы на газ
ОЗХО добралась до сирийской Думы для изучения "химатаки"
Заморожены активы компании "Ренова" олигарха Вексельберга
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
В "бархатную революцию" в Ереване вмешались священники
Порошенко не нарадуется украинскому паспорту
Франция спасает людей с острова Мон-Сен-Мишель
Второй за день взрыв прогремел в Афганистане
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Billie Jean: туфли Майкла Джексона продают с аукциона в США
"Нам все врут!": известный радиолюбитель увидел на Марсе огромное озеро
Скотланд-Ярд установил отравителей Скрипаля — это русские
Америка похвасталась новой гиперзвуковой крылатой ракетой
ЕвроСМИ: Россия приползет на коленях, у нее нет денег
На основе выводов ОЗХО Путину надо подавать в суд
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Трамп устроил разгон из-за пропущенного звонка от Путина