Автор Правда.Ру

Полвека побед… Полвека ошибок?

В конце 1952 года вышло правительственное постановление, подписанное И.В. Сталиным, о развертывании работ по созданию атомных ПЛ. Возможно, подтолкнули к такому решению донесения агентов "оттуда": к тому времени советская разведка установила, что американцы уже проводят наземные стендовые испытания "атомного двигателя" и форсированно ведут достройку первой атомной подлодки.
Так было, пожалуй, всегда: мы все время "копировали" американцев, пытаясь их "догнать и перегнать"... Кто нашептал Сталину идею о необходимости форсирования строительства именно подводного атомного флота? Сейчас, по-видимому, этого уже не выяснить. Да и ни к чему. Вообще-то к концу 1952 года начала вовсю реализовываться послевоенная "сталинская" программа развития ВМФ СССР. В достаточно компетентном "первоисточнике", концептуальном сборнике "Мертвая вода", приводятся такие цифры: "Эта первая послевоенная программа предусматривала строительство 9 линкоров водоизмещением до 75 тысяч тонн, 15 авианосцев, 12 тяжелых крейсеров, 60 легких крейсеров, более 500 подлодок". Почему же именно "полнокровных" авианосцев у России так и не появилось, а по атомным подлодкам мы "впереди планеты всей"? Почему те самые "сталинские" линкоры были разрезаны прямо на стапелях?
Приведу несколько цитат из другого "первоисточника", уже американского. Вскоре после нашей Победы в Великой Отечественной войне "мировая закулиса" объявляет новый поход на Восток, на этот раз в форме информационной, "холодной" войны. Цели в отношении России были сформулированы еще в Директиве Совета национальной безопасности США 20/1 от 18.08.1948 г.: "...обезопасить свою страну внедрением в умы руководства СССР идей о необходимости создания дорогостоящих, но бесполезных в МИРНОЕ время вооружений... Любая "горячая" война с появлением мощного ядерного оружия бесперспективна... Не наше дело раздумывать над внутренними последствиями, к каким может привести принятие такого рода концепций в другой стране, равным образом мы не должны думать, что несём хоть какую-нибудь ответственность за эти события. Если советские лидеры сочтут, что растущее значение более просвещённых концепций международных отношений несовместимо с сохранением их власти в России, то это их дело, а не наше. Наше дело работать и добиться того, чтобы там свершились внутренние события".
Конечно, "посредники", которых вокруг советских и российских вождей было немало во все времена, были заинтересованы в разорении страны на бесполезных вооружениях. Как знать, может быть, поэтому тяжелые корабли, способные в мирное время и в угрожаемый период нейтрализовать угрозу американских авианосцев, порезали и развернули массовое создание "альтернативного" оружия в виде атомного подводного флота.
В недавней газете "Красная звезда" приводятся такие данные: "Инициаторами в этом деле выступили в отличие от США не военные, а ученые — академики И. Курчатов, А. Александров, А. Лейпунский. Академик Александров, ставший впоследствии президентом Академии наук СССР, более 40 лет, вплоть до своей кончины, являлся признанным организатором и научным руководителем в этой области. Строительство первой отечественной атомной субмарины осуществлялось на судозаводе N 402, ныне — это "Севмашпредприятие" в Северодвинске. Соперничество в этой сфере свехдержав было сверхнапряженным. Борьба шла по нескольким направлениям: по количеству АПЛ в составе флотов, по качеству вооружения — мощности ядерных боезарядов, дальности и точности их доставки, а также по качеству атомных энергоустановок — мощности, весогабаритам, надежности, ресурсу, виброшумовым характеристикам и др. Следует признать, что по количеству АПЛ и по интенсивности их эксплуатации долгое время ВМС США превосходили наш Военно-Морской Флот. Наши атомоходы уступали и по виброшумовым показателям. С другой стороны, отечественные корабли превосходили американские по энерговооруженности, глубине погружения, были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения — 1.000 метров и подводной скорости — более 40 узлов до сих пор остаются за нашими атомными субмаринами".
Мне приходилось беседовать с несколькими советско-российскими учеными, которые занимались проектированием атомных подлодок. В частности, в знаменитом ЦКБ "Рубин". И ни один из них не смог ответить на вопрос: а зачем, собственно, в СССР было создано такое количество самых разнообразных проектов АПЛ, не имеющих так называемого "запаса на модернизацию"? Вон, у американцев — всего несколько "ключевых" проектов, они из время от времени модернизируют, насыщают новым оборудованием и оружием. Из соображений какой целесообразности, жертвуя основным "положительным" качеством подлодок — скрытностью и малошумностью — понадобилось изобретать "самую скоростную" ("Плавник", он же "Комсомолец") и "самую большую" ("Тайфун") атомарину в мире? Благодаря прогрессивному отставанию СССР в скрытности подводных лодок именно этот вид вооружений — АПЛ — последние 50 лет развивался беспрепятственно. Дабы измотать экономику в создании оружия, годного для парадов и представляющего угрозу для его экипажей? Уже к началу 90-х годов стало ясно, что гонка в строительстве АПЛ для обеих стран была крайне обременительной и по сути бесперспективной. Масштабы и острота соперничества между подводными флотами сверхдержав в Мировом океане к концу ХХ века также стали совершенно иными. В последние годы были выведены из состава военно-морских флотов порядка 100 американских и 200 российских АПЛ. Ныне строительство в США и России новых АПЛ ограничивается единичными образцами...
Конечно, эти полемические заметки — не гипотеза о "бесполезности" атомных субмарин в обеспечении безопасности страны. И даже не версия. Просто вопрос наивного "не узкого специалиста". Как знать, может быть, по прочтении этих строк многие "узкие" возмутятся: "Один дурак может такой вопрос задать, что сто умных не ответят". Но, с другой стороны, был же "не узкий" мальчик, который изрек: "А король-то голый!"...

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Стала известна стоимость американского угля для Украины
Курт Волкер пообещал восстановить территориальную целостность Украины
Вернувшимся на родину литовцам обещают "теплый прием и заботу"
Халатность командования ВСУ привела к гибели украинских солдат
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
В строительстве Крымского моста западные СМИ увидели "нападение России на украинский суверенитет"
Почему не стоит бояться военных маневров США и КНР — Виктор МУРАХОВСКИЙ
МФО: как маленькие деньги приносят большие проблемы — ЭКСПЕРТЫ
МФО: как маленькие деньги приносят большие проблемы — ЭКСПЕРТЫ
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
МФО: как маленькие деньги приносят большие проблемы — ЭКСПЕРТЫ
Татарстан — Турция: почему Эрдоган называет Минниханова "мой брат"?
За верность мужу женщину насиловали вчетвером
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Ученые: новый препарат вылечит от гепатита В
Немыслимое: арабы и евреи Ближнего Востока задумали "семейный бизнес"
Жириновский предложил продлить срок работы президента, но ограничить его одним сроком
День флага России отметят в соцсетях
Опять молочница. Есть ли эффективные средства лечения?
Александр РАЗУВАЕВ: сдерживание роста зарплат — лоббирование интересов крупного капитала