Самому уникальному цеху русского атомного кораблестроения - полвека

50 лет назад северодвинский Севмаш получил задание государственной важности — приступить к подготовке строительства подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Так определилась и судьба недостроенного цеха, который изначально предполагалось использовать как механический. Многие научно-технические решения проходили обкатку именно здесь, в 42-м, затем применялись в других цехах предприятия, в судостроительной промышленности и народном хозяйстве. 24 апреля цеху исполняется пятьдесят.

Проект был переработан в стапельное производство, а со временем создан опытно-промышленный комплекс по отработке новых направлений в проектировании и строительстве подводной техники. Отсюда спущены на воду 20 АПЛ. Открывает счет легендарный атомоход "Ленинский комсомол", который первым в мире прошел подо льдами Арктики к Северному полюсу. Первая лодка с жидкометаллическим теплоносителем реактора; первая титановая АПЛ; серия высокоавтоматизированных скоростных лодок; самый глубоководный корабль — рекорды судостроителей Севмаша. Многие научно-технические решения проходили обкатку здесь, в 42-м, затем применялись в других цехах предприятия, в судостроительной промышленности и народном хозяйстве. 24 апреля цеху исполняется пятьдесят. Мы беседуем с его руководителем В.Г. Беспаловым.

-- Валерий Георгиевич, считается, что в практике отечественного да и мирового судостроения нет подобного производства. На чем основаны такие выводы, что дает основание так полагать?
-- Цех 42 единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное — сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем сделают наши специалисты. Кроме того, цех располагает объектами специализированного назначения. Атомное сердце всех построенных на Севмаше кораблей создается у нас на стенде сборки активных зон реакторов. Здесь же формируется и система управления защиты энергетической установки корабля. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением. Поэтому опытные отсеки всех проектов, которые шли на заводе, включая "Гранит", "Барс", "Акула", изготавливались и испытывались в цехе 42. Есть две камеры электронно-лучевой сварки. Уникальная камера "Атмосфера-2", где производится высококачественная сварка в среде аргона любых материалов и разных толщин. В свое время в стране таких установок было всего две — на Севмаше и институте Патона. Цех 42 — яркий пример плодотворного сотрудничества науки и производства. Все новые конструкционные материалы, стали, сплавы, технологии отрабатывались здесь, а затем шли для всей судостроительной промышленности. И не только. В свое время мы работали над созданием учебного центра для ВМФ в Палдиски, сейчас выполняем большой объем работы для НИТИ им. А.П. Александрова в Сосновом Бору. Делали мы и опытные батискафы, и башни для перегонки нефти, и даже конструкции для исследования космоса.

-- Как отразились сложные 90-е годы на вашем цехе?
-- Конечно, те негативные процессы, которые происходили в экономике, не могли не сказаться и на нашем производстве. Но без работы цех не остался. Пригодился опыт по выпуску гражданской продукции, полученный еще в конце 80-х годов, когда завод делал автоклавы для стройиндустрии и вакуумные котлы для агропрома. Брались за любые, даже, казалось бы, самые неожиданные проекты. Строили первые корпуса буксиров для Голландии. Занимались утилизацией кораблей. Переоборудовали дизельную лодку в музей. И даже изготовили не имеющий аналогов церковный крест из титанового сплава для Свято-Троицкого храма Архангельска.

- Валерий Георгиевич, коллектив цеха 42 всегда был высокопрофессиональным, здесь трудилась своего рода рабочая элита. Удалось ли сохранить тот высокий уровень?
- Действительно, отбор был строгим. Коллектив сформировался очень сильный, стабильный. Первый Герой Социалистического Труда на заводе — наш Д.Н. Фролов, бригада А.Ф. Кремлева первой получила на предприятии личное клеймо качества. Это они, первостроители атомного флота, заложили ту профессиональную базу, те традиции, которые сохранились до сего дня. На 80-90 годы как раз пришлась смена поколений, и мы делали все, чтобы сохранить кадровый костяк. Есть у нас участок, выполняющий сварку трубопроводов на заказах предприятия. Кстати, трубы — это самые ответственные узлы на подлодках. Сварщики здесь работают 5-6 разряда. Когда на предприятии заказов стало мало, они освоили сварку разных материалов — и титана, и черного металла. Такой переход позволил сохранить высококвалифицированные кадры. Искали работу и на стороне: например, неоднократно выезжали в монтажное управление г. Жуковска. Наши сварщики показали такой класс работы, что руководство управления до сих пор обращается к нам в наиболее сложных вопросах. У нас очень грамотная инженерная служба. Технологии для своих заказов мы разрабатываем практически сами, а по сварке титановых конструкций могут разрабатывать технологию только специалисты цеха 42. Высокий кадровый потенциал производства удалось сохранить. Сегодня в цехе много молодежи, есть свои трудовые династии, свои традиции.

- Несколько слов об участии цеха в таких проектах, как МЛСП "Приразломная", надводные корабли?
- Мы делаем из плакированной стали палубные секции кессона — одни из сложных узлов конструкции. За нашим цехом закреплен также ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов". Уверен, что свою задачу выполним и будем гордиться этим мощным, красивым кораблем.

- Валерий Георгиевич, не могу не задать и такой вопрос: свой лучший подводный корабль ваш цех уже построил?
- Однозначно ответить, пожалуй, нельзя. В свое время лучшей была, бесспорно, первая атомная К-3. Затем — первая титановая, установившая мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла, не превзойденный до сих пор. Как не взята и более чем 1000-метровая рабочая глубина погружения АПЛ "Комсомолец"...... Корабли, выходившие с нашего стапеля, всегда были лучшими, потому что мы создавали самое новое. Мы всегда готовы строить. Наука, производство не стоят на месте, все движется вперед. И мы строим.

- Юбилей цеха 42 обещает стать заметным событием в жизни предприятия, науки, флота. Что интересного ожидается в праздничной программе?
- Только что прошел вечер для ветеранов. Впервые на нем показан фильм о первой атомной подлодке. До последних дней на ленте стоял гриф секретности. Думаю, его с большим интересом посмотрят и участники юбилейного вечера, который состоится 23 апреля. Ожидаются гости с научных институтов, проектных организаций, предприятий-смежников — это наш общий праздник, мы делали и делаем одно общее дело. Подготовлена развернутая фотоэкспозиция. Думаю, что пятидесятилетие цеха станет знаковой вехой в его истории. Коллектив цеха благодарит руководство предприятия за высокую оценку труда наших работников и огромную помощь в организации юбилейных вечеров. Хочу поздравить с этим знаменательным событием всех, кто причастен к истории создания атомного флота страны. Огромное спасибо нашим уважаемым ветеранам, это они стояли у истоков, создавали то лучшее, чем гордится сегодня страна. Слова признательности тем, кто продолжает их дело, кто дорожит своим коллективом. Всем личного счастья, семейного благополучия. Уверен, что наш коллектив справится с любой поставленной задачей. И с его стапелей, как и прежде, будут сходить самые современные подводные корабли.

Людмила Тельтевская, "Корабел"

Обсудить