Новые вопросы о гибели «К-159»: почему флот похерил отработанные технологии?

Зачем командования флота вообще понадобилось использовать понтоны для буксировки "К-159", когда вместо весьма небезопасного "понтонирования" в Гремихе давно используется отработанная, недорогая и надежная технология поддержания плавучести подводных лодок? Для поддержания безопасного для буксировки запаса плавучести в цистерны главного балласта старых атомных подлодок был закачан вспененный полистирол. Технология заполнения ЦГБ легким полистиролом давно отработана на флоте, с 1995 года внедрением технологий обеспечения живучести старых АПЛ занимается северодвинское предприятие "Северный рейд". Это же предприятие производит и эксплуатирует установки для производства вспененного полистирола. Уже не секрет, что одновременно с буксировкой "К-159" из Гремихи была начата буксировка атомной подводной лодки "К-370". Однако эта АПЛ благополучно прибыла к месту назначения. Буксировка этой подлодки осуществлялась без понтонов и была завершена 4 сентября. Сейчас "К-370" находится на акватории 10-го судоремонтного завода в Полярном (Мурманская область). Как сообщил нашему корреспонденту заместитель Генерального директора "Северного рейда" Владимир Добрынин, специалисты его предприятия уже несколько лет работают и в Гремихе, и на Дальнем Востоке, на базах российского подводного флота. Для обеспечения живучести списанных подлодок Северного и Тихоокеанского флотов "Северный рйд" производит транспортабельные модульные установки по вспениванию полистирола, который и закачивается в дырявые ЦГБ подлодок, после этого они вообще теряют способность... тонуть! По словам Владимира Александровича, и для него самого остается загадкой, почему командование Северного флота не обратилось к "Северному рейду" при подготовке к буксировке "К-159" на утилизацию. Ведь после заполнения ЦГБ полистиролом подлодке не понадобились бы вообще никакие понтоны! Как уже сообщала ПРАВДА.Ру, изготовленная на "Северном рейде" транспортабельная полистирольная установка (ТПУ) как раз заполняет вспененным полистиролом негерметичные цистерны главного балласта АПЛ, что позволяет кораблю держаться в надводном положении. А таких "дырявых" ЦГБ у старых подлодок бывает немало.

В результате даже стоянка у причала или пирса на плаву бывает для них опасной... Приходится держать ЦГБ на так называемом "поддуве" - с берега по шлангам постоянно идет сжатый воздух низкого давления, выдавливающий воду из цистерн. Что, согласитесь, недешево. ТПУ позволяет снять эту головную боль с военных моряков, приставленных присматривать за старыми субмаринами. Проект установки разработан ЦКБ МТ "Рубин". ТПУ уже эффективно использовалась в заполярной базе подводников Гремиха (Кольский полуостров) для поддержания на плаву атомных подлодок "отстоя". Испытания ее проводились в северодвинском военном порту. Гендиректор "Северного рейда" Сергей Бармин отправлял предложение об использовании ТПУ при подъеме затонувшей АПЛ "Курск" вице-премьеру И.И. Клебанову. Тем не менее тогда был выбран другой путь подъема "Курска". Скорее всего, это связано с тем, что после извлечения подводной лодки из морских глубин, ее собирались детально исследовать для выяснения причин случившегося. Теперь "Северный рейд" работает над проблемой снижения затрат при буксировке старых АПЛ в пункты промышленной утилизации, выгрузки полистирола из АПЛ и его дальнейшего использования -- необходимо создать замкнутый технологический цикл. Среди возможных вариантов применения полистирола, выгруженного из АПЛ, -- повторное закачивание в другие объекты, получение из него стирольно-фасадной краски или же преобразование в сырье химических комбинатов. Кстати, по имеющейся информации, два из понтонов, использовавшихся при той трагической буксировке, чуть было не затонули сами — они начали заполняться водой. В общем, загадок вокруг гибели "К-159", пожалуй, больше, чем разгадок. Дай Бог, Главная военная прокуратура разберется в истоках флотской непредусмотрительности. А пока — командующий Северный флотом вице-адмирал Геннадий Сучков временно (по-видимому, это "временно" все равно превратится в "постоянно") отстранен от должности. По-видимому, не он один станет жертвой гибели "К-159"...

Андрей Михайлов

На снимке: так выглядит установка для вспенивания полистирола от "Северного рейда" - она на пирсе, между подлодок.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить