Морские реалии: флот second hand

Столкнувшись с острой необходимостью обновления устаревающего флота, приморские судовладельцы предпочитают покупать подержанные суда. Несмотря на отсутствие в России специализированного рынка продажи судов, торговля флотом в последние два-три года заметно активизировалась.
По словам одного из экспертов фирмы судовых брокеров MEZA MARIN Марии Ломеевой, процесс купли-продажи флота как в России, так и на всем Дальнем Востоке находится в состоянии полной оторванности от нормальных, цивилизованных зарубежных рынков. “Главная проблема на сегодня, – говорит Мария, – в том, что российские судовладельцы варятся в своем внутреннем котле. Услугами посредников при этом пользуются единицы. И это при том, что мониторинг рынка судов ведут только крупные компании”. Однако именно мелкие компании на сегодня являются главными операторами судового рынка в том же Приморье. Так, если проследить тенденцию за последние два года по рыбакам, то наибольшей популярностью пользовался среднетоннажный и малотоннажный флот. И именно небольшие компании выступали заинтересованными сторонами. Причем за эти последние два года малые и средние суда шли в Приморье с Камчатки. А вот крупнотоннажный флот из этих регионов шел в основном в район Африки. Ведь после введения аукционов стало выгодно увести судно в офшор и работать на местной сырьевой базе. А вот большие плавбазы уже никого не интересуют. По утверждению заместителя гендиректора по флоту ОАО “ТУРНИФ” Виктора Макарова, время этих “морских монстров” безвозвратно ушло. Ведь для их работы нужно содержать целую флотилию добытчиков. А это экономически невыгодно. Поэтому для рыбаков прежде всего требуются тральщики с собственным цехом. Это экономия промыслового времени, а следовательно, уменьшение затрат.
На сегодня самые востребованные траулеры – это БАТМы и РТМСы. Вот только найти и купить эти суда непросто. С такими рентабельными судами расставаться никто не хочет. Поэтому нижняя планка цены на них начинается от 1,5 млн. долларов, верхняя доходит до 3 млн. А ведь их возраст более 20 лет. Неплохой спрос у рыбаков имеют и БМРТ польской постройки. В доперестроечное время поляки, работая в наших морях (имеются в виду Охотское и Берингово), буквально за десять лет создали у себя мощнейшую судостроительную отрасль, что позволило им наклепать столько траулеров, что их стали продавать даже СССР. Главное преимущество этих БМРТов в том, что цеха на них оборудовались германской фирмой “Бадер”. Поэтому поляки первыми стали поставлять на европейский пищевой рынок рыбное филе, а средства вкладывали в строительство и модернизацию флота. А после изгнания соседей по соцблоку из наших внутренних морей весь этот флот стали распродавать в России. А вот о новых современных траулерах остается только мечтать. Россия уже давно за бортом новейших технологий и проектов постройки судов. Лидерами в этой области являются северная Европа и Америка. На сегодня траулеры датской, финской, норвежской постройки не могут позволить себе даже крупные рыболовецкие компании. “Цена запредельная”, – говорит Виктор Макаров. Так, на сегодняшний день стоимость таких траулеров 1990 года постройки доходит до 8 млн. долларов. А новый – порядка 35 млн. Да и неоднократные обращения российских судовладельцев в правительство с просьбой убрать или уменьшить таможенные сборы не были услышаны. Поэтому Европа и Америка перспектив сотрудничества с Россией в этой области не видят. Альтернативой могло бы стать сотрудничество со странами АТР. Но здесь существует своя специфика.

“Японские и корейские суда под российский регистр не подходят, – говорит консультант MEZA MARIH Юлия Гришкевич, – поэтому при сравнительной дешевизне этих судов покупать их не хотят”. А если кто-то все же купил, то оформлять их приходится через третий регистр, а это очень долгая процедура. Да и в этих странах очень мало судов ледового класса, а это непременное условие для успешной навигации на Дальнем Востоке. Кому нужны танкер или шхуна, работающие всего по полгода. Несколько иной взгляд на эту проблему высказал в кулуарной беседе один из местных рыбацких судовладельцев. По его мнению, приобрести подержанное судно на сегодня в России не проблема. К примеру, достаточно много единиц флота продается в прибалтийских республиках. Цена на них меньше, чем на Дальнем Востоке. Вот только перегон обойдется в 200 тыс. долларов. Но эти затраты окупятся, если взять попутный груз. Проблема в том, что, если ты покупаешь флот в другом регионе, местные власти тебе не дадут на это судно промышленных квот. Ведь их не хватает даже на те суда, которые есть в том ли ином регионе. Поэтому, говорит он, для покупки судна в той же Прибалтике надо спросить разрешение у местной администрации. А вот цены на этот старый “утиль” в России сильно завышены. Так, недавно на Сахалине его компаньон купил 30-летний РС за 130 тыс. долларов. И это при отсутствии класса регистра. На него необходимо выложить еще 100 тыс. Самих схем купли-продажи много: можно оформить арендой или нотариально. Если судно необходимо перевести в другой регион – меняют учредителей, так возни меньше. Как правило, даже если делается купчая, то сумма в ней будет сильно занижена. Налоги никто платить не хочет. Можно перекинуть деньги с “офшорки” на “офшорку”. Некоторые под каждое судно открывают новую офшорную компанию. В общем, кто во что горазд.

Юрий Нурмухаметов, "Золотой рог"

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/357/10926_fleet. html