Автор Правда.Ру

Алюминиевые глиссеры вместо боевых субмарин?

Похоже, крупнейшая военная верфь Европы, "Севмашпредприятие", специализирующее на строительстве (а теперь и на ремонте) боевых атомных подводных лодок для российского Военно-морского флота, активно вырывается на международный рынок гражданского судостроения.

Впрочем, стремление оборонного гиганта, на котором работает около 27 тысяч высококвалифицированных специалистов-корабелов, к выходу на орбиту гражданского судостроения прослеживается уже не первый год. Например, весьма успешно, по мнению российских и зарубежных экспертов, ведется на Севмашпредприятии строительство плавучей ледостойкой буровой платформы "Приразломная" для нефте- и газодобычи на шельфе Арктических морей. Почему нефтяники и газовики избрали для выполнения этого уникального заказа именно оборонный Севмаш? По мнению аналитиков, причина достаточно прозаична. За последние 10-12 лет квалификация кадров многих других судостроительных предприятий России упала до такой степени, что освоение новой номенклатуры продукции им просто не под силу... Увы, таковы реалии нынешней России — падение объемов производства в последние годы крайне негативно сказывается на квалификации специалистов. Золотые руки и светлые мозги корабелов нуждаются в постоянном "тренинге"... Сложилась парадоксальная ситуация: в середине 90-х годов прошлого века, когда классные инженеры и техники галопом бежали с российских заводов в предпринимательство, директорат северодвинских оборонных гигантов, в первую очередь Севмашпредприятия и "Звездочки", умудрился спасти опытные и высококвалифицированные кадры, удержать их на рабочих местах. Сейчас, когда в производственных сферах России начинается некоторое оживление, специалисты Севмаша уже не жалеют о своем выборе — остаться на верфи. Хотя пришлось претерпеть и многомесячные "сидения" без зарплаты, и видимое отсутствие перспектив, и многое другое... Директорат сумел угадать, что на рубеже тысячелетий успешное будущее производства заложено не столько в "железе", сколько в людях. Отсюда интерес к потенциальным возможностям Севмаша и российских, и зарубежных партнеров.

В июне 2001 года ошарашили многих сообщения СМИ об уникальном контракте Севмаша: пресса сообщала, что военное предприятие будет строить... паром с алюминиевым корпусом для перевозки автомобилей гостей летних Олимпийских игр 2004-го года. Тогда слова руководителя пресс-службы Севмаша Раисы Элимелах цитировали практически все ведущие информационные агентства: "...генеральный директор ПО "Севмашпредприятие" Давид Пашаев вылетел в Швейцарию. Ожидается, что в этой альпийской республике он подпишет контракт на строительство паромов из алюминия..." Тогда, два года назад, мне пришлось задавать, так сказать, "наивные" вопросы некоторым ведущими специалистам Севмаша: "Неужели верфь способна строить корпуса судов из легкого и довольно капризного металла?" В свою очередь, моему вопросу удивлялись сами заводчане: на предприятии давно, несколько десятилетий назад освоили работы с гораздо более "сложным" в обработке металлом, титаном. Было построено несколько корпусов субмарин, и к качеству этих корпусов, эксплуатируемых в сложнейших условиях (сами понимаете — подводные лодки все-таки!) никаких нареканий не было. Тогда же, в июле 2001 года, был даже подписан контракт на создание северодвинскими корабелами двухкорпусных катамаранов глиссирующего типа, способных лететь по водной глади со скоростью 40-50 узлов. И при этом перевозить в своих комфортабельных салонах и каютах около тысячи пассажиров, а на нижней палубе, в твиндеке, -- свыше восьмидесяти автомашин. Руководителей Севмаша волновали вопросы и приобретения специального, "под алюминий", оборудования (прежде всего, сварочного), инструмента для обработки этого легкого металла, и обучения персонала работе с ним, и отработки необычной для предприятия технологии. Были уже определены основные участники проекта. К строительству высокоскоростных судов с диковинными динамическими принципами поддержания на воде — глиссирующих катамаранов — планировалось привлечь множество партнеров. Как сообщала известная в кругах профессионалов-корабелов газета "Корабельная сторона", предполагалось, например, что дизайн-бюро "Агат" (это дочерняя организация известного самолетостроительного КБ имени Сухого), специалисты которого не раз привлекались для реализации самых смелых авиационно-космических программ, должны были придать легкий, "летательный" вид будущему парому. Другой "воздушный" завод — Самарский авиационный металлургический, — поставляющий свою продукцию как для самолетостроительных, так и для ракетно-космических предприятий, рассматривался в качестве основного поставщика алюминиевых конструкций. Газотурбинный двигатель планировалось заказать в Украине, на Николаевском заводе. В переговорах были также задействованы представители Российской компании "Русский алюминий" и государственной компании "Оборонкомплекс".

Подготовка к работам по контракту пошла своим чередом и... И не менее ошарашивающими стали сообщения информагентств в конце минувшего года: контракт на строительство "Олимпийских" паромов на Севмаше якобы рухнул. Оказалось, интернет-СМИ несколько поспешили с выводами. Как сообщила в начале апреля в заводской газете "Корабел" руководитель пресс-службы Севмашпредприятия Раиса Элимелах, развитию этого проекта помешали трагические события 11 сентября 2001 года, когда террористами были разрушены высотные здания торгового комплекса в Нью-Йорке. Именно там, в офисах корпорации, велась разработка и подготовка коммерческой документации на быстроходные паромы. Идея их создания не похоронена, она привлекает внимание западных судостроительных компаний. Об этом шел разговор в Швейцарии (Цюрих) между представителем Севмаша и бизнесменами Запада, которые обещают оказать содействие в привлечении инвестиционных средств для строительства целой серии быстроходных паромов из алюминия. А построить их Севмаш сможет — пусть никто не сомневается. "Мы продолжаем развивать конверсионные программы, а не только выполняем гособоронзаказы. Рассмотрим все предложения, с которыми обратятся на завод деловые люди" - приводит пресс-секретарь слова заместителя Генерального директора Севмаша В.В. Бородина.

На днях новая весть о перспективном контракте Севмаша пришла из Швейцарии. Губернатор Поморья Анатолий Ефремов лично занялся этим вопросом в Цюрихе, во время проводившейся там презентации "Архангельская область: реальные возможности для сотрудничества". Судя по всему, проект получил второе дыхание. Вновь велись переговоры о создании серии быстроходных грузо-пассажирских судов. По сообщению пресс-службы Архангельской областной администрации, примерная стоимость одного парома — около 70 миллионов долларов. В финансировании работ выразило желание принять Швейцарское агентство содействия инвестициям — СОФИ. Будут ли скоростные паромы "от Севмаша" участвовать в Олимпийских играх в Афинах, пока не решено. Впрочем, ответ на этот вопрос прост: чем во будет подписан окончательный вариант контракта и начнется реальное финансирование заказчиком — тем раньше "гражданские" паромы сойдут на воду со стапелей крупнейшей в Европе военной верфи.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Жителям ФРГ предлагают избрать канцлером президента РФ. Плакаты с таким призывом появились у Рейхстага перед выборами в бундестаг. Что думают об этом немцы?

Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Комментарии
У США и России хотят отобрать право вето в ООН
Посольство США пригласило россиян за визами в Киев
У США и России хотят отобрать право вето в ООН
КНДР пригрозила США неизбежным ядерным ударом
В Европе началась "русская партия"?
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
КНДР пригрозила США неизбежным ядерным ударом
На телешоу "Голос" впервые прозвучал русский мат
Как США будут мешать инициативе Путина о миротворцах в Донбассе и что из этого выйдет
"Яблоко" предлагает России смириться
Чему русские научили Европу
"Кассини" заснял на кольцах Сатурна неопознанный объект
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
Беглянка из КНДР раскрыла кутежи Ким Чен Ына
На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?
СМИ: ОБСЕ признала Крым частью России
В Киеве начали бить за "Слава Украине!"
Полиция ищет равнодушного москвича, позволившего зарезать женщину
Самые популярные универсалы в России
СБУ вынуждено освобождать из тюрем "сепаратистов"
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий