Военные корабелы жертвует иностранными заказами во имя… обороны?

По многочисленным сообщениям СМИ, выгодный заказ на строительство двух танкеров дедвейтом 22.500 тонн, размещенный шведским судовладельцем на северодвинском (Архангельская область) судостроительном Севмашпредприятии, аннулирован. Первый танкер должен был быть сдан в 2005 году, а второй — в 2006-м.
По некоторым данным (в основном иностранным) Севмашпредприятие якобы обвинило заказчика — компанию Frederiet AB из Стокгольма — в том, что он не обеспечил своевременного поступления денежных средств. Шведы подобные обвинения отвергают. Как пишет Scandinavian Ship-ping Gazette, ссылаясь на представляющего интересы заказчика Фредерика Гренестедта, никаких проблем с финансированием проекта не возникало. Однако через три месяца после вступления контракта в силу северодвинская судоверфь вдруг заявила, что у нее нет достаточных средств для строительства танкеров, после чего договор был расторгнут. Официальных комментариев со стороны "Севмашпредприятия" получить не удалось, однако эксперты обращают внимание на следующее обстоятельство: примерно полгода назад аналогичная ситуация возникла с греческим заказом, который должна была выполнить российская верфь. Получив из Греции заказ на строительство быстроходных катамаранов, Севмашпредприятие через непродолжительное время выполнять его отказалось, хотя перебоев с финансированием, как утверждают наблюдатели, не было. Получается, что Севмаш просто не мог этого заказа выполнить? Однако есть и иное мнение. Которое идет как бы наперерез с версией шведов и греков. По мнению экспертов с Российского судостроительного портала, у Севмаша как минимум нет необходимости начинать весьма "туманное" сотрудничество с новыми иностранными заказчиками: на нынешний год для внушительной загрузки собственных мощностей северодвинские корабелы имеют неплохой государственный оборонный заказ на строительство и ремонт атомных подводных лодок. Напомним, что строительство АПЛ — это основной профиль этого предприятия, считающегося самой крупной военной верфью Европы. В общем, дела на Севмаше идут в гору, это предприятие, выражаясь по-подводницки, "всплывает" после затяжного периода "погружения". Так что отказ от "не самых выгодных" иностранных заказов — возможно, лишь свидетельство того, что военное кораблестроение в России выходит из полосы "экономического штиля"...