Лица русского флота: контр-адмирал Анатолий Шлемов

Его, начальника управления кораблестроения ВМФ, на Севмашпредприятии (Северодвинск, Архангельская область), знают многие. Он жил в Северодвинске, служил в военной приемке, работал в одной связке с корабелами. Сейчас контр-адмирал Шлемов работает в Москве, но судьба его неразрывно связана с заводом...

- Анатолий Федорович, для Севмаша важнейший военный заказ — 711-й. С этим кораблем Вас многое связывает......
- После окончания академии меня назначили на головную "Акулу" заместителем ведущего военпреда по кораблестроительной части. Прошел всю постройку. Испытания были интересные, но крайне тяжелые. Завод, военная приемка, Беломорская база и Северный флот с ними справились. Незабываемые дни, интересная, напряженная работа.
- Корабелы переживают, что эти уникальные подлодки начали утилизировать......
- Из состава ВМФ пока выведены только три корабля данного проекта. Утилизируется только АПЛ с заводским номером 712. Заказы 713 и 724 находятся по месту базирования, в губе Нерпичья. Решение по их утилизации не принято, корабли хотелось бы сохранить. 725-й и 727-й заказы периодически приходят на Севмаш для поддерживающего ремонта, выполнения работ по ракетному комплексу.
- А какова судьба первого экипажа головной "Акулы"? Знаю, что Вы вместе работали...
- Командир Александр Васильевич Ольховиков, вышел в отставку, живет в Москве. Его старпом Валерий Владимирович Иванов, ставший впоследствии командиром дивизии, а затем председателем госприемки ВМФ, недавно тоже ушел на заслуженный отдых. Самое интересное, что сейчас он заместитель директора "Дома игрушек". Контр-адмирал, командир дивизии "Акул" справится с любым делом...... Первый экипаж 711-го был очень успешно подготовлен, это талантливые офицеры. Многие работают в Санкт-Петербурге, кто-то до сих пор служит. Виктор Зелюкин, например, — зам. начальника Управления боевой подготовки ВМФ.
- Когда Вас ждать на любимый корабль?
- Осенью...... Я несу служебную, а больше моральную ответственность за готовность этого корабля к выходу в море. Это очень принципиально, потому что есть жесткий график, утвержденный главкомом ВМФ. Большая ответственность в выполнении сроков возложена и на корабелов Севмаша. Надо положить много сил и энергии. Пока — все в графике. Корабль важен для флота еще и потому, что это единственная лодка великого третьего поколения, которую смогли отремонтировать.
- Анатолий Федорович, если уж затронули такую проблему, скажите, будет ли достроена АПЛ "Белгород"?
- "Белгород" есть в программе вооружения. На его строительство затрачено много средств: установлены паропроизводящие и паротурбинные установки, все 24 контейнера для ракет, выполнены электромонтажные работы. Начиная с 2004 года, пойдет нормальное финансирование, которое позволит сдать лодку.
- Интересно узнать Ваше мнение о возможном акционировании ФГУПов......
- Это сложный вопрос. Промышленность надо реструктуризировать. Но что касается Севмашпредприятия, стоит подумать и принять оптимальное решение. Ведь это уникальный завод, единственный в России. Я считаю, предприятия такого уровня должны быть только государственными.
- Какова информационная политика ВМФ в отношении СМИ?
- У Военно-морского флота есть своя пресс-служба, ее возглавляет капитан 1 ранга Игорь Дыгало, которого, наверное, знает весь мир. Ему досталась тяжелая доля — комментировать события "Курска". Много информации о флоте на страницах журнала "Морской сборник", официального печатного органа ВМФ России. К вопросу гласности надо подходить дифференцированно. Есть вещи, о которых не говорят, такова мировая практика. С другой стороны, неправильно скрывать, что мы построили, допустим, подводную лодку. Для американцев это праздник. А у нас он всегда был локальным, для завода, города. В Северодвинске и то не все знали. Я считаю, это неправильно. - А успехами американцев интересуетесь? Отслеживаете кораблестроительную программу?
- Я обязан это делать. Америка богатая страна, за ней не угнаться. Да мы и не ставим теперь такую задачу, изменились политические оценки. Те задачи, что ставились перед флотом СССР, перед флотом России сейчас не ставятся. С одной стороны, это не нужно, с другой — невозможно. Есть морская доктрина, утвержденная президентом. Нельзя быть независимым от экономического состояния страны, но сегодня динамика положительная и вектор на развитие безусловный. На Севмаше пакет заказов достаточно серьезный. И деньги на их строительство выплачиваются. По заказу 711, например, финансирование обеспечено с января. Такого давно не было.
- Беседуя с Вами на Севмаше, мы затронули тему охраны гостайны. Хотелось бы знать ваше мнение о делах Пасько и Никитина?
- Мне приходилось участвовать в исполнении заключений по материалам Никитина. Некоторые публикации норвежской организации "Беллуна" действительно представляют государственную тайну, и я не верю, что г-н Никитин представлял информацию бескорыстно и заботился об интересах ВМФ и России. Согласен, о многом "Беллуна" пишет правильно, но не факт, что об этом нужно и можно говорить. Экологические проблемы флоту знакомы, но все определяется экономикой. Вопросы утилизации подводных лодок, проблемы ядерной и радиационной безопасности находятся во внимании Минобороны и Минатома. Не все решено, безусловно, но, я считаю, что подобные публикации недопустимы в открытой печати и наносят вред государству.
- Шквал публикаций о гибели АПРК "Курск", наверное, также не остался без внимания начальника Управления ВМФ?
- Наиболее объективно вел себя журналист РТР Аркадий Мамонтов. На страницах "Комсомольской правды" облили грязью создателей корабля и флот, причем абсолютно безграмотно. Чувствуется, что люди незнакомы с трудностями подводной службы, спецификой корабля, техническими особенностями проекта. Государство, Министерство обороны и флот сделали все возможное, чтобы спасти "Курск", поднять лодку, решить социальные проблемы. Это квартиры, материальная помощь, забота о детях погибших моряков.... Обидно, что об этом мало писали. А расследованием причин трагедии должны заниматься профессионалы. Наиболее корректную и информативную книгу о "Курске" написал Черкашин. По ней можно делать выводы, такую критику можно принять.
- Анатолий Федорович, раз уж завели разговор о книгах, что читаете в свободное время?
- Литературой интересуюсь всю жизнь. Мои дочери считают, что надо успевать читать то, что публикуют сегодня. Так я открыл для себя Улицкую, прочитал роман "Алхимик" Пауло Коэльо. Детективы не греют, но нравится, что пишет Андрей Константинов. Просматриваю "Известия", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", журналы "Власть" и "Итоги". Благодарен, что присылаете "Корабел".
- Телевизор успеваете смотреть?
- Безусловно, это информационные программы. С удовольствием смотрю "Культуру", особенно передачи, которые ведет Швыдкой. Жалею, что не посмотрел премьеру "Идиота" (по актерскому составу и режиссуре — это событие!). Стараюсь ходить в театр. Нравится, что делают Меньшиков, Захаров, театр Маяковского. Горжусь, что посетил концерт Пола Маккартни......
- Вы это серьезно?!...
- А почему нет? Я воспитан на "Битлз". Билет, конечно, стоил недешево, но семья сделала мне подарок. На концерте было много узнаваемых людей. Я встретил там даже руководителей оборонных предприятий. Приятно, что пришел президент. Вместе с Маккартни пела вся площадь. Было очень трогательно.... Но "Битлз" это еще не все. В июне я был почетным гостем на юбилейном, тридцатом Грушинском фестивале. Бросил все дела и на сутки съездил с женой и младшей дочкой в Самару. Грушинский фестиваль — великое действо. Более двухсот тысяч человек. Удалось пообщаться с известными бардами. Особенно запомнился концерт-ретроспектива 30-ти фестивалей, где вспомнили всех лауреатов, почтили память Валерия Грушина.

Может и хорошо, что наша беседа о флоте завершилась на таких, "некорабельных", темах. Иногда как раз такой разговор помогает глубже понять человека, позволяет ему раскрыться. Анатолий Шлемов воспитан в лучших традициях флотской интеллигенции. И служит контр-адмирал тоже с честью.

Михаил Старожилов, "Корабел"

На фото Михаила Воркункова: генеральный директор "Россудостроение" В. Поспелов, начальник 1059 военного представительства П. Нычко, контр-адмирал А. Шлемов.

Обсудить