Автор Правда.Ру

Военная верфь «Звездочка» отметила полувековой юбилей

Юбилей стал важной вехой не только в судьбе крупнейшей российской военно-ремонтной верфи в Северодвинске (Архангельская область), но и в жизни всего российского флота. Полувековой юбилей, который почтили своим присутствием полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, первые лица российского ВПК, судостроения и ВМФ, ознаменовался закладкой нового транспортного поискового судна проекта 20180. Назвали судно так же, как и верфь, где оно будет строиться — "Звездочка".

Тот, кто начинал свою производственную деятельность в 1954 году, наверняка бы не узнал в сегодняшней "Звездочке" небольшие судоремонтные мастерские, к причалу которых тогда встали: подлодка, два больших охотника и ледокольный пароход "Прончищев". И это, как мы видим теперь, было лишь началом большого пути. Роль "Звездочки" в становлении и развитии Военно-морского флота вообще невозможно переоценить. За время существования предприятия здесь отремонтировано и переоборудовано 113 подводных лодок, из которых 80 — атомоходы. К ремонту последних приступили в 1962 году, а уже два года спустя здесь впервые прошли переоборудование на ракетный комплекс с подводным стартом атомные подводные лодки К-11 и К-33. По свидетельству наших противников по "холодной войне" - американцев, именно после этого их оценка нашего флота перешла на качественно новый уровень. Адмирал В.Студеман (в прошлом - глава Совета национальной безопасности США и заместитель директора ЦРУ), в частности, заявил на недавней конференции, посвященной "холодной войне на море" : "Мы всегда внимательно следили за развитием Советского флота. Помню, как нас здорово потрясло, когда мы узнали, что советские подлодки обрели возможность подводного старта ракет..." Не удивительно, что еще в 1960-м Постановлением Совета министров № 1200 "Звездочка" была отнесена к разряду особо важных строек Советского Союза. Возможности предприятия стремительно расширялись. В 1977 году впервые в отечественном судостроении атомный подводный крейсер К-140 был переоборудован под твердотопливные баллистические ракеты — праобраз ракеты Р-39, поступившей на вооружение тяжелых ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941.

За полвека ударной работы на благо страны узкопрофильный судоремонтный завод превратился в ведущее машиностроительное предприятие, специализирующееся не только на ремонте и переоборудовании кораблей и судов практически любых классов и назначения, но и на их строительстве. Диапазон технических возможностей "Звездочки" впечатляет. Здесь с одинаковым успехом выполняют заказы по строительству наземных и плавучих буровых установок, морозильных траулеров, гребных винтов, плавпричалов, понтонных мостов и даже оборудования для алмазной промышленности. В 2000 году был торжественно отрыт цех по огранке алмазов, а впереди главная цель — организация широкомасштабного производства бриллиантов на базе перспективных месторождений под Архангельском. Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро предприятия "Онега" является ведущей отечественной организацией в разработке технологий ремонта подводных лодок. Именно поэтому "Звездочка" - пионер многих технических решений.

В 1970 году был выполнен ремонт и модернизация первого в мире атомного ледокола "Ленин" с заменой ядерной энергетической установки. Среди 76 надводных кораблей ВМФ и гражданских судов, прошедших ремонт, есть: эсминцы, сторожевые корабли, ледоколы, танкеры, научно-исследовательские и гидрографические суда. Построено 223 судна и плавсредства, в том числе: плавучий док, плавмастерские, понтонный мост через реку Печора, плавучие причалы, пять сухогрузов, два траулера проекта 50010, плавзавод для приготовления сублимированных кормов и многое другое. Своеобразным показателем возможностей верфи стало возрождение в 1972 году колесного парохода "Н.В.Гоголь" постройки 1911 года. Те, кому посчастливилось побывать на его борту, а еще лучше — поплавать, могут подтвердить то незабываемое чувство прикосновения к истории, когда оказываешься в его машинном отделении. Паровая машина не просто восстановлена в первозданном виде, но и работает как часы. Само расположение "Звездочки" глубоко символично. Еще в XVI веке здесь в месте впадения Северной Двины в Белое море располагался порт Святого Николая — старейший морской порт России. Морское сообщение через Архангельский морской порт и собственные причалы наделяет верфь неограниченными возможностями по сотрудничеству с любой страной мира. Годом выхода на мировой рынок стал — 1991-й. Строительством корпуса бункерного судна был успешно выполнен заказ голландской фирмы, а в 1998 году в Финляндию были отгружены гребные винты типа "Азипод" для крупнейших в мире круизных суперлайнеров серии "Eagle". С 1999 года "Звездочка" выполняет ремонт индийских дизель-электрических подводных лодок проекта 877Э, а в 2003 году норвежской компании "Inflot Worldwide Inc. Shipping" сданы два рыборазводных завода, и этим список экспортных заказов далеко не ограничивается.

10 сентября 1999 года торжественным открытием хранилища жидких радиоактивных отходов, модернизированного на средства Норвегии, ознаменовалась новая страница международного сотрудничества ФГУП "Звездочка". В церемонии открытия комплекса по переработке жидких и твердых радиоактивных отходов в 2000 году приняли участие уже представители 9 стран мира, в том числе: России, США, Великобритании, Франции, Норвегии и др. Спустя два года был открыт построенный на средства США береговой комплекс по выгрузке отработанного ядерного топлива с атомных подводных лодок, подлежащих утилизации. Увы, на плечи "Звездочки" возложена и эта печальная процедура. Уже утилизировано 22 атомных подлодки, выведенных из состава ВМФ России. В ходе недавнего рабочего визита на "Звездочку" российского премьера Михаила Фрадкова предприятию выстроены стратегические приоритеты, среди которых едва ли не главный — стать настоящим сервисным центром по ремонту, модернизации, переоборудованию и обслуживанию кораблей ВМФ России и дружественных ей стран, располагающих кораблями нашей постройки. Помимо широких технических возможностей предприятие обладает и правом самостоятельной деятельности по заключению контрактов с зарубежным партнерами. Так что перспективы очевидны.

Сергей АПРЕЛЕВ, капитан 1 ранга, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

На снимке: директор "Звездочки" Николай Калистратов с макетом судна "Звездочка", заложенного в Северодвинске в день юбилея верфи.

Фото Игоря Денисова, Северодвинск, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Кремль рассказал о причинах войны Запада с Россией
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин украинцам о Саакашвили: "Как вы это терпите вообще?!"
Взрыв газа в Австрии: украинская труба — всё
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Названа главная составляющая мужской привлекательности
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Путин — Собчак: вот вы "против всех" — а предлагаете-то что?
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Ученые: к запахам нужно принюхиваться
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры