Автор Правда.Ру

Экология Севера может рухнуть от… распиленных подлодок

Небольшая с виду информация об удручающем состоянии Ягринского моста через Никольское Устье Северной Двины в Северодвинске (Архангельская область), опубликованная в местных газетах, вызвала весьма гулкий резонанс: материал попал, что называется, в “яблочко”. Словно некий бур, информация всколупнула глубинный пласт застарелых северодвинских проблем. Суть: по изношенному мосту ходят спецэшелоны с отработавшим ядерным топливом, которое извлекается из атомных реакторов утилизируемых здесь старый российских атомных подводных лодок. Об этой проблеме, помнится, “ПРАВДА.Ру” уже писала.

Нет-нет, мост стоит (так и хочется употребить слово “ПОКА”), машины и поезда по нему худо-бедно ездят и “за борт” не падают. Но… Как уже сообщала “ПРАВДА.Ру”, мосту исполнилось полвека. По существующим нормам опоры данного типа мостов подлежат капитальному ремонту через 40 лет, пролеты – через 50-60 лет, однако со времени сдачи моста в эксплуатацию ни одного более-менее КАПИТАЛЬНОГО ремонта так и не было. На полную “капиталку” просто-напросто нет “капиталов”! Дело это отнюдь не копеечное -- так отмечает сегодня известная на Севере газета (почти тезка нашего интернет-издания!) -- "Правда Северо-Запада"… И с этим трудно не согласиться.

Опасная безопасность

Собственно, резонанс от той нашей заметки очень даже объясним: по мосту периодически проходят тяжелые железнодорожные составы, на которых перевозятся контейнеры с отработавшим ядерным топливом утилизированных на “Звездочке” атомных подлодок. Весят спецвагоны в два раза больше обычных (120 тонн против 60). В последние годы утилизацию российских АПЛ активно финансируют западные страны по программе “Глобальное партнерство”. Поскольку старых АПЛ у нас, на Северном флоте, еще навалом, конец этой самой утилизации наступит не скоро. То есть “ядерные” поезда будут ходить по мосту еще не один год. По оценкам специалистов, сформировались реальные предпосылки к наступлению чрезвычайных ситуаций на мосту, в том числе угрозы радиационной безопасности при прохождении спецэшелонов. Так, гипотетическое ЧП в ходе спецперевозки отработавшего ядерного топлива приведет к серьезным последствиям и нанесет значительный ущерб не только России, но и всему северному полушарию, причем даже с учетом роста объемов иностранных инвестиций в укрепление экологической безопасности. Одним словом – Ягринский мост так может “аукнуться”, что потом всем миром (в смысле – планетой) расхлебывать будем. Как Чернобыль.

За последние два десятилетия подробные измерения состояния моста осуществлялись в 1980, 1982, 1988, 1997, 2000 и 2002 годах. По результатам этих обследований в соответствии с рекомендациями специализированной мостоиспытательной станции проводились текущие ремонтные работы, что позволяло эксплуатировать сооружение какое-то время. В частности, в справке по состоянию автожелезнодорожного моста через Никольское Устье, подписанной заместителем Генерального директора “Звездочки” Г.М. Соколовым, указано: “…ФГУП “МП “Звездочка” за счет собственных средств выполняло поддерживающий ремонт конструкций моста – откосов, береговых устоев, металооконструкций пролетных строений. В 2004 году также выполняются работы на сумму 3, 7 млн. рублей. В период с марта 2004 года проход спецэшелона с контейнерами для отработавшего ядерного топлива осуществлялся по мосту четыре раза, при этом каждый раз разрешение на пропуск поезда специально выдавалось Ярославской мостоиспытательной станцией”.

Последнее обследование так называемого мостового перехода в 2002 году выявило серьезные недостатки в несущих конструкциях моста. Наиболее существенным дефектом признано горизонтальное смещение моста в сторону русла, в рез4лтьтате чего главные балки потеряли свободу температурного перемещения. Также зафиксировано вымывание бутобетонной кладки устоев моста размером до 0,2 метра и коррозионные повреждения металла верхних поясов главных балок. При этом проведенные в профилактических целях работы практически не дали положительного результата. В частности, указывается на дальнейшее развитие трещин на устоях моста. Все эти данные “Правда Северо-Запада” без труда получила на “Звездочке” – документы, справки, выкладки не секретны, общедоступны и понятны. Но еще более понятным для автора этих строк стало “неофициальное” объяснение ситуации одним из инженеров “Звездочки”, занятым на утилизации АПЛ. Инженер, почесав затылок, молвил: мол, если бы периодически не гоняли по мосту в последние годы “ядерные” спецэшелоны, то и простоял бы ягринский мост еще неведомо сколько. Ведь проектировался он в середине прошлого века отнюдь не для прохода таких супертяжелых составов...

Капиталы на “капиталку”

В 2003-2004 годах северодвинской “Звездочкий”, на балансе которой, собственно, и находится мост, были проведены кое-какие работы по укреплению опор, но, по словам работников той же “Звездочки”, мера эта временная и проблемы в целом не решит. В 2003 году управлением капитального строительства и ремонта “Звездочки” был проведен анализ ситуации и предложено сразу несколько путей решения проблемы. Наиболее оптимальным. По мнению специалистов, можно считать проект по строительству нового железнодорожного моста и реконструкция старого моста под “чисто автомобильный”. Тогда же, в прошлом году, “Звездочкой” на средства Минпромнауки (около трех миллионов рублей) было подготовлено технико-экономическое обоснование проекта. Сейчас оно направлено на экспертизу в Госстрой России, после чегодолжно быть утверждено министром промышленности и науки. Следующий этап после рассмотрения и утверждения ТЭО – разработка рабочей документации. Стоимость ее подготовки оценивается примерно в полмиллиона долларов. А вот стоимость самого проекта оценивается уже в 10-10,2 миллиона долларов при продолжительности строительства в 17 месяцев. Сумма, прямо скажем, и для города, и для “Звездочки” неподъемная. Интересно, что в самом Северодвинске считают, что российские министерства выделять средства на реализацию такого проекта тоже не будут – им такое тоже “неподъемно”.

Есть и другой вариант: не строительство нового моста, а полномасштабная реконструкция мостового сооружения. Но, по оценкам специалистов “Звездочки”, и тут средств нужно немало: для разработки технико-экономического обоснования, документации и проведения полного комплекса работ по реконструкции и модернизации объекта потребуется до 6,5 миллионов долларов!  Но есть, конечно, и последний путь: оставить все, как есть. Но проезд спецэшелонов запретить. То есть тихо дожидаться, пока мост не придет в полную негодность (а как знать – авось сколько-то лет он еще и продержится, если тяжелые “ядерные” составы по мосту не гонять!). Расходов при этом не будет никаких. Правда, и утилизация российских АПЛ остановится… Извечные российские вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?” тонут в темной пучине проблемы. Попробуем переформулировать вопросы, так сказать, “помеждународнее”, ведь утилизация АПЛ стала не только российской проблемой. Недаром финансируется утилизация наших АПЛ международной программой “Глобальное партнерство”. Попробуем “сглобализировать” вопрос:

“А что дальше?”

“Мостовую” ситуацию комментирует "ПРАВДЕ.Ру" человек, который знает о ней не по-наслышке -- депутат Архангельского областного собрания, председатель профкома “Звездочки” Михаил Гмырин:

-- А дальше – надо активно действовать, не замыкаться на проблеме “изнутри”. Ясно, что проблема эта – не чисто заводская, “звездочкинская”! Это проблема и всего города Северодвинска – ведь, сами понимаете, ездят по нему горожане, а не кто-нибудь. Это и проблема области – объект важен для всего Поморья. Эта проблема и общероссийская, и международная. Так что принимать участие в ее решении должны все! Хотя пока решало эту проблему в основном наше предприятие -- руководству “Звездочки” до сих пор удавалось договариваться с организациями, которые отвечают за безопасность моста, чтобы спецэшелону, перевозящему на предприятие “Маяк” контейнеры с ОЯТ, давали “зеленый свет”. Но всем очевидно, что рано или поздно “зеленый свет” может погаснуть.... И тогда -- программа утилизации АПЛ в рамках международных соглашений может оказаться под угрозой срыва. Сейчас руководством “Звездочки” во взаимодействии с заинтересованными структурными подразделениями Минатома и Россудостроения решается вопрос о привлечении на решение “мостовой” проблемы средств иностранных партнеров, которые помогают России в утилизации АПЛ в рамках программ “Глобальное партнерство” и “Совместное уменьшение угрозы”. Проблема ремонта ягринского моста постоянно озвучивается при встречах руководства “Звездочки” с иностранными партнерами. И будем надеяться, что нам помогут – ведь в рамках программы “Глобальное партнерство” оговаривается не только безопасность утилизации АПЛ, но и безопасность места, где это происходит. Хочется верить, что, например, начавшийся на этой неделе визит в Северодвинск представительной делегации Канады может расставить многие точки над накопившимися i… Правда, вот незадача: только что прошло сообщение, что в Атлантике гибнет уже канадская подлодка. Будет ли канадский премьер теперь о российских бедах думать, когда в своей стране такая напасть?

На снимке: рабочие “Звездочки” ведут текущий ремонт ягринского моста. Фото Владимира Бербенца, "Северный рабочий" , специально для “ПРАВДЫ.Ру”

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Россия засомневалась во власти - после выходок правительства Медведева и чиновников Кремля высокий и ранее непоколебимый Путина снижается. Он уже стал похож на рейтинг Горбачева...

Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева

Эксперт Владимир Расхожев поделился своим пониманием произошедшего. По его мнению, объект не является метеоритом, так как у него была слишком маленькая скорость — не более нескольких километров в секунду. Тогда как метеориты летят так быстро, что "не успевают даже нагреться до столкновения с землей".

На Липецкую область упал неизвестный объект из космоса. Видео
Комментарии
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Савченко предсказала судьбу Украине
Россия вывела ударный флот против авианосцев США
Наши люди в Европарламенте - кто они?
Украинская писательница заявила о необходимости переименовать Россию
Тревога и стресс позволяют людям контролировать свои действия
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Савченко предсказала судьбу Украине
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Украинская писательница заявила о необходимости переименовать Россию
Евросоюз на грани краха
Евгений Федоров: СССР жив по закону
Россия вывела ударный флот против авианосцев США
Евгений Федоров: СССР жив по закону
Украинская писательница заявила о необходимости переименовать Россию
Украинская писательница заявила о необходимости переименовать Россию
Лидер США Дональд Трамп вне закона
НАТО нарывается на случайное начало войны с Россией
Савченко предсказала судьбу Украине