Автор bratkov

Трагедия «К-159» в Баренцевом море: вторая бомба по имени «Авось»…

На флоте есть присказка: "Любое происшествие заканчивается так: поиск виновных, наказание невиновных и поощрение непричастных". Хочется верить, что на это раз так не будет. Однако опять верится слабо... Совсем недавно, в третью годовщину гибели "Курска", "ПРАВДА.Ру" писала о гибели российской атомной подлодки "К-219". И вот — снова трагический повод... В трех милях к северо-западу от острова Кильдин затонула российская лодка с оперативно-тактическим номером "К-159" проекта 627А. Ее буксировали, или, как говорят моряки, "тащили за ноздрю", на завод "СРЗ-10" в Полярном (Мурманская область, Кольский полуостров) для утилизации. На этом снимке "К-159" - ровно за два месяца до своей гибели...

Виновные

Трагедия произошла в три часа утра 30 августа, лодка затонула, она лежит на грунте на глубине 238 метров, горизонтально, с креном градуса на левый борт, верхний рубочный люк открыт. Погибли люди из так называемого "буксировочного" экипажа. Одному моряку — Максиму Цибульскому, удалось спастись. Тела двоих были найдены в море... Предварительная причина гибели подлодки "К-159" - превышение должностных обязанностей, нарушение инструкций и приказов. Об этом заявили журналистам на борту ракетного крейсера "Маршал Устинов" Сергей Иванов и главком ВМФ России Владимир Куроедов. "Элементарное легкомыслие, надежда на русский авось, что все обойдется, несомненно были", — подчеркнул Иванов. "Это ЧП в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину, что ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью, иначе рано или поздно будут наступать такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди", — заявил министр. Проект 627А, к которому относится и "К-159" - это проект самых первых отечественных атомных подлодок. Ржавый, совершенно уже небоеспособный, уставший корабль. Если бы не погибшие люди, это можно было бы считать своеобразным "благополучным" исходом. Но, как уже предельно ясно, погибли люди. Даже если члены "буксировочного" экипажа покинули борт тонущей субмарины, в штормовой холодной воде Баренцева моря им долго не выдержать... В районе острова Кильдин, где затонула подлодка "К-159", волнение моря составляло в момент аварии 3 балла, температура воды плюс 10 градусов. При такой температуре воды безопасное время нахождения человека в море составляет 10 минут, допустимое — 45 минут. Дальше наступает так называемое критическое время. Так что надежд на спасение еще кого-либо из членов экипажа практически не было с самого начала.... Число погибших составило девять человек. Зачем подводников, среди которых большинство — офицеры, запихали на кучу металлолома, который представляла собой подлодка, непонятно... Арестован командир "отстойной" бригады подводных лодок, который руководил буксировкой, капитан 2 ранга Сергей Жемчужный. Почему-то вертится на языке — "не того арестовали". Подлодку "К-159" должны были отвести в Полярный еще несколько лет назад, сроки все откладывались. Наконец команда поступила: "Скорее!" Если бы Жемчужный не собрал впопыхах "буксирный" экипаж, не усадил их на борт подлодки и не "выпихнул" бы "К-159", привязанную к понтонам, в море — его бы все равно наказали. Потому что по другому — никак. Потому что: "Есть три страшных вещи для военного моряка: триппер, менструация и флотская организация..." Короче, на "отстойном" флоте главная надежда — на "авось". Это вам не боевой флот, где надо бдить...

Предвестник

Не менее драматично, чем судьба "К-159", затонувшей только что, складывалась история другой советской АПЛ проекта 627А — "К-8". 12 апреля 1970 года во время крупномасштабных учений "Океан" подлодка "К-8" затонула. Тоже в какой-то мере из за него, из-за "авось". Этот подводный корабль специально не готовился к участию в этих учениях, он завершил боевую службу в Средиземном море. Пополнив запасы продовольствия и средств регенерации с надводного корабля, "К-8" согласно первоначальному плану в подводном положении прошла Гибралтарский пролив и вышла в Атлантику, где и получила 7 апреля приказ следовать в заданный район для участия в учениях. В дальнейшем корабль на связь не выходил. 8 апреля в 21.30 в Бискайском заливе, нескольких сотнях миль от берегов Испании, на борту лодки в 3-м отсеке возник пожар, вызванный возгораниями патронов регенерации. Сработала система аварийной защиты реактора, и корабль, всплывший в надводное положение, остался практически без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не удалось. На вторые сутки был израсходован запас воздуха, что затруднило выравнивание дифферента и поддержание плавучести. Экипаж боролся за живучесть корабля более трех суток, однако спасти К-8 не удалось. В седьмой и восьмой отсеки начала поступать забортная вода. 12 апреля в 6.18 лодка затонула на глубине 4680 метров, унеся с собой жизни 52 членов экипажа. Часть людей была эвакуирована на советские суда, подошедшие к месту аварии... "Авось" не сработал. Не готовая к активному спользованию на учениях уставншая в автономке подлодка погибли. Говорят, снаряд не падает в одно место дважды. Бомба по имени "авось" попала в серию подлодок проекта 627А как раз дважды...

Экономия

Несколько лет назад в Гремихе в ожидании утилизации оставалось 17 списанных атомных подводных лодок. На сегодняшний день там остается 6-7 АПЛ. Реакторы затонувшей сегодня АПЛ до сих пор загружены ядерным топливом. Экологи из "Беллоны" неоднократно заявляли российскому правительству о необходимости выгрузки топлива из списанных АПЛ прямо на месте их отстоя — в Гремихе. Это можно было сделать двумя способами. Первый вариант — использование плавтехбазы "Имандра", принадлежащей Мурманскому морскому пароходству. В настоящее время "Имандра" занята обслуживанием российских атомных ледоколов, но случаи ее использования для выгрузки ядерного топлива из АПЛ уже имели место. Другой вариант — также более затратный, но намного более безопасный, — это перевозка подводных лодок в плавучем сухом доке. Экологи из "Беллоны" считают, что командование ВМФ проигнорировало более безопасные варианты. Это видно уже по тому, что разделка K-159 была поручена судоремонтному заводу СРЗ-10 "Шквал" в городе Полярный, — почти единственному судоремонтному заводу, оставшемуся в подчинении Министерства обороны. Остальные судоремонтные заводы на Северо-Западе — "Нерпа", Севмаш и "Звездочка" - подчиняются Россудостроению. Если бы выгрузка топлива была проведена плавтехбазой "Имандра", а разделка произошла бы, например, на Севмаше, то деньги бы покинули Военно-морской флот. Очевидно поэтому, ВМФ переводила АПЛ в ведомственный завод в Полярном, чтобы обеспечить ему будущие заказы. А финансирование уже не за горами. Оно выделяется как из федерального бюджета, так и по линии международного сотрудничества. В частности на обращение с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и на утилизацию АПЛ европейские страны выделили порядка 200 миллионов евро...

Реакторы

Самое интересное, никто (судя по сообщениям прессы) не знает, или просто не сообщает, есть ли ядерное топливо в реакторах затонувшей подлодки. "Необходимости срочно проводить операцию по подъему затонувшего атомохода нет, поскольку на нем выгружена активная зона реактора", — заявляет бывший командующий ВМФ СССР, адмирал флота Владимир Чернавин, ныне глава Союза подводников России. "Ядерное топливо там есть. Несмотря на то, что оба реактора АПЛ были заглушены еще в 1989 году, степень их герметизации не считается надежной, учитывая возраст лодки и самих реакторов", — говорит бывший офицер Северного флота, капитан первого ранга, руководитель петербургского отделения экологической организации "Беллона" Александр Никитин. -- "Скоро ли начнутся радиоактивные утечки из реакторов — никто не знает. Неизвестно, как она упала на дно, не произошло ли от удара разгерметизации реактора", — подчеркивает Никитин. "Сейчас военные будут убеждать всех в том, что утонула совершенно безвредная "консервная банка", чтобы не поднимать подлодку, учитывая стоимость этой операции". По мнению Никитина, "отказ от подъема подлодки — одно из наиболее плохих решений", хотя, учитывая ее состояние, а также возможности флота, скорее всего, поднимать субмарину не будут. К сожалению, на вопросы, связанные с состоянием реакторов, трубопроводов и арматуры первого контура сегодня не может ответить никто. А без ответов на вопрос о том, каков коррозионный износ этих элементов и выдержат ли эти герметичные сосуды давление воды на той глубине, где затонула АПЛ, невозможно утверждать, что ее реакторы находятся в безопасном состоянии и не могут являться потенциальным источником радиационного загрязнения акватории Баренцевого моря...

Мнения

Игорь Курдин, председатель клуба моряков-подводников Санкт-Петербурга, заявил, что неразрешенным пока остается вопрос о том, зачем на буксируемой "мертвой" АПЛ находились люди и почему они не были обеспечены соответствующими средствами спасения. Бывший командир дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин считает, что причина гибели атомной подлодки К-159, затонувшей минувшей ночью в Баренцевом море, заключается в нарушении правил буксировки. По его словам, К-159 не плавала с 1983 года. "Я последний ходил на ней в море с исследовательскими целями и в тяжелых условиях. Она еще тогда у меня тонула: мы в подводном положении удерживались, а в надводном она теряла положительную плавучесть", — заявил Балтин в воскресенье одной из центральных газет. В таком виде, по его словам, "подлодку нельзя было буксировать". "Надо было заварить все забортные отверстия, потом задраить верхнерубочный люк и тоже прихватить его сваркой; людей там не должно было быть!", — подчеркнул Балтин. — "На подлодке ничего не работало: не было электроэнергии, не работала главная осушительная магистраль, не было работающих водоотливных средств". "Беспечность и халатность при выполнении должностных обязанностей, инструкций и приказов со стороны как руководителя перехода подводной лодки "К-159" так и командного пункта флота", — заявил журналистам главком ВМФ Владимир Куроедов .-"Другого ничего нет. Море не прощало и не простит этой беспечности".

Форум

Никто так четко не комментирует события, происходящие на флоте, как сами военные моряки. Есть у них в Интернете так называемый "Морской форум". На сайте "Российский подводный флот" профессионалы морской службы комментируют все, что пишет "официальная пресса". Вот несколько сообщений оттуда -- за 30 августа. Цитирую. "Министерство обороны не рассматривает необходимость срочного подъёма, на поверхности живых уже точно нет. Либо они уверены в том, что в отсеках никого не осталось, либо молча расписываются в своём бессилии... Чего стоят все эти рулоны макулатуры — "План буксировки", где всеми, включая начштаба Северного флота утверждено: армада сил и средств ПСС "...в немедленной готовности в базе..."
"Буксировка осуществляется судовладельцами, имеющими соответствующие лицензии. Перед буксировкой судна разрабатывается проект буксировки, в состав которого входят инструкции для капитанов (командиров) буксира и буксируемого судна. При грамотно составленном проекте и выполнении всех требований, буксировка становится не более экстремальной чем, скажем, прогулка в парке. Есть конечно определённый риск, но он всегда предсказуем и страхуется. "Хаттон" же на Севмаш добрался из того же района вполне балгополучно, а ведь это игрушка раз эдак в -дцать побольше лодки. Так что тут или извечное рассейское разгильдяйство, либо железо (опять таки по разгильдяйству). Скорее всего, первое. Ну не должен был такой объект, как буксируемая на утиль лодка, попасть в шторм. Боевые-то подлодки не очень комфортно чувствуют себя в шторм, а тут — по сути, металлолом... Нет, определённые работы по обеспечению аварийной живучести проводятся, но их не достаточно для штормового выживания". "Только гибель ни в чём не повинных моряков и трагизм ситуации не позволяет нам стать всеобщим посмешищем. Ни минуты не сомневаюсь что с проверками на готовность к буксировке там все в порядке. И бумаготворчество после Курска поднято на новую ранее не виданную высоту, и качество проверок вышестоящими штабами ужесточено многократно. Может быть всё таки не бумага, а железо, не истерия проверок, а средства на содержание и восстановление". "Вечная им память. Но неужели на дырявую самотопную лодку не догадались кинуть пару плотиков хотя бы? На хрена ее вообще потащили НОЧЬЮ? Вечная память погибшим..." "Почему не применили модную сейчас технологию наполнения цистерн главного балласта полистиролом — вопрос. На древних кораблях, стоящих у пирса, эта процедура уже отработана, а здесь буксировка с людьми на борту да ещё в сложных метеоусловиях". "Кто её интересно готовил к перегону и отправлял, хотел бы я знать. Уж ежели лодка в таком ужасном состоянии, как говорил Балтин, тащить её в шторм — просто безумие. Или господа флотоводцы сэкономили деньги и не заказали прогноз. Впрочем с нынешним состоянием пункотов метеоконтроля точность прогноза приближается к общепринятой в отечественном машиностроении (плюс-минус Трамвайная остановка). А конвертировать лодку запрещено Правилами Морского регистра РФ. Кто-то всё равно должен следить за реактором..."

Комментарии нужны?

Андрей Михайлов
Фото
www.bellona.ru

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Папа Римский: за педофилию среди священников Церковь взялась слишком поздно
Шуру и Надежду Бабкину объявили угрозой Украине
Иисус Христос - отец двух малышей
Эксперт разгадал загадку "небывалого товарооборота" Украины и США
Папа Римский: за педофилию среди священников Церковь взялась слишком поздно
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Тайный план США по спасению империи
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Необычная неделя: Голливуд против РФ, "Калашников" под прицелом
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы
Российский "Триумф" в армии НАТО
Десять российских партий объединились в блок "Третья сила"
Эксперт рассказал, зачем России "Третья сила"
Заброшенный бронетанковый ремонтный завод в Уссурийске