Восстановить энергообъекты на затопленных территориях - Путин поручил правительству

Реформа энергетики тонет в Амуре

Вслед за паводком на Дальний Восток может прийти еще одна беда — перебои с электричеством. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 15 ноября восстановить энергообъекты на затопленных территориях. В рамках передачи "Точка зрения" председатель НП ТСО и эксперт АСИ Александр Хуруджи рассказал, как энергетики нейтрализуют удары стихии.

Когда приходит чрезвычайная ситуация, надо, во-первых, оперативно сформировать бригады для того, чтобы восстанавливать энергоснабжение, и, во-вторых, иметь достаточный денежный ресурс для того, чтобы покупать топливо. Просто необходимо иметь деньги, чтобы купить, к примеру, провода для замены, и так далее. Вопрос: где взять эти средства?

Читайте также в новостях:

Вода у Хабаровска спала почти на 30 сантиметров

Роснефть" предоставит скидки на топливо жителям районов, пострадавших от паводков

Если бы на Дальнем Востоке работала одна крупная энергетическая госкомпания с поддержкой государственных банков, как, например, Россети или РусГидро, у которых множество филиалов и дочерних компаний по всей стране, тогда проблем при устранении последствий паводка было бы меньше. Ведь такие крупные компании имеют некую финансовую "подушку". Однако уже несколько лет в регионах, где произошла ЧС, работают небольшие независимые территориально-сетевые организации, у которых такой "подушки" быть не может. Тем более, что их существенно регулировали в тарифах. Если посмотреть, то тарифы-то у них значительно меньше, им давали тарифы, которых хватало только на проживание — чтобы обслужить кусочек кабеля, и чтоб электроэнергия продолжала поступать. Не более того.

Читайте также: Энергетики придумали для должников спецнаказание

Эти небольшие компании, как правило, даже не имеют инвестиционных программ. И когда произошла чрезвычайная ситуация, встал вопрос "где деньги брать?". Если государство сейчас, когда уже встает вопрос возобновления работы электросетей (в некоторых местах вода практически спала и можно приступать к восстановлению), организует качественное взаимодействие между независимыми компаниями, то проблемы не возникнет.

Однако сложность состоит в том, что необходимо проводить корпоративные и разрешительные процедуры. Потому что, если вместо той линии, где еще вчера была дорога, теперь течет река, то новое русло надо перенести в другое место. Это новое проектирование. И, соответственно, в рамках чрезвычайной ситуации в ручном режиме необходимо упрощенно создавать условия, чтобы быстрее строились новые электросети. На процесс согласований может уйти 361 день, как недавно было подсчитано. Дальневосточному региону же надо построить это даже не за несколько месяцев, а за недели. То есть надо найти деньги, срочно набрать персонал, закупить все необходимое, как-то довезти и построить, причем независимо от того, что в пострадавших районах еще стоит вода. И при этом электроэнергетикам не следует забывать о подготовке к осенне-зимнему периоду 2014 года.

Поэтому ситуация в регионе крайне непростая и очень многое зависит от координаторов. Насколько я знаю, координатор по устранению последствий наводнения на Дальнем Востоке назначен опытный, Александр Голушко. Человек достаточно системный, у которого, я думаю, должно получиться своевременно и быстро решить поставленные задачи.

Читайте также: "Энергострим" готов повторить свой "успех"

Говоря в целом о том, как перенесли катастрофический паводок региональные электросети, нельзя не отметить, насколько мощная энергосистема у нас в стране, с таким диким запасом, что иной раз удивляешься. Но износ сети составляет 80 процентов. Хотя объективно это, конечно, бухгалтерский износ, а не физический. Многие электросети России рассчитаны на 25 лет, на 30 лет эксплуатации, но даже трансформаторные подстанции, которым по 50 лет, выдержали. Энергетика справилась выше всяких ожиданий.

Никто не ожидал, что будут такие последствия. Конечно, если бы это была не Россия, наследница СССР (давайте корректно говорить), с очень большим запасом мощностей, то в любой другой стране были бы не только жертвы, но там бы сейчас никакой инфраструктуры не осталось. У нас же очень большой запас. Да, это делает дороже новое строительство, но сейчас это сыграло в плюс.

С экспертом беседовала

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить