Плавучая АТЭС стала в России долгостроем

В России ждут не дождутся постройки плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), которую планируют установить в Певеке на Чукотке. Сообщается, что ПАТЭС будет использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. Однако стратегически важный проект до сих пор находится на стадии обоснования инвестиций.

Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) — пилотный российский проект, разрабатываемый Федеральным агентством по атомной энергии России, предприятием ОАО "Балтийский завод" (сейчас), ОАО "Малая энергетика" и прочими организациями. Согласно проекту, станция состоит из гладкопалубного несамоходного судна с двумя реакторными установками КЛТ-40С ледокольного типа. Длина судна — 144 метра, ширина — 30 метров. Водоизмещение — 21,5 тысячи тонн.

Согласно техническим характеристикам, плавучая атомная станция может использоваться для получения электрической и тепловой энергии, а также для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн пресной воды. Установленная электрическая мощность каждого реактора — 35 Мегаватт, тепловая мощность — 140 гигакалорий в час. Срок эксплуатации станции составит минимум 36 лет: три цикла по 12 лет, между которыми необходимо осуществлять перегрузку активных зон реакторных установок.

Было много планов относительно того, куда в первую очередь установить головную, то есть первую ПАТЭС. Называлось ЗАТО Вилючинск на Камчатке (там находится база атомных подлодок), на строительстве газовых месторождений на Таймыре, в Певеке на Чукотке. Звучали и экзотические версии: например, Республика Кабо-Верде (Острова Зелёного Мыса). Звучали в планах Канада и Индонезия с их труднодоступными территориями. Но до сих пор планы остаются планами. Хотя 15 сентября 2011 года проект ПАТЭС в Певеке получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Читайте также: Япония не смогла обойтись без АЭС

В настоящее время проект находится на этапе обоснования инвестиций. Денег, как всегда, не хватает. В соответствии с Федеральной целевой программой "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года был проведён закрытый тендер на создание ПАЭС малой мощности. 19 мая 2006 года победителем тендера было объявлено северодвинское предприятие "Севмаш".

 

 

В 2008 году объявлено, что часть заказов на узлы и агрегаты будет размещена на Балтийском заводе. И в конце концов "Росатом" вообще передал весь заказ на Балтийский завод. По данным ряда СМИ, достройка плавучей АТЭС "Академик Ломоносов" может задержаться из-за спора вокруг ее стоимости. "Росэнергоатом" готов выделить Объединенной судостроительной корпорации не более шести миллиардов рублей, но подрядчика сумма не устраивает.

А ведь если разобраться, для ПАТЭС также требуются средства на строительство береговой инфраструктуры, что тоже стоит немалых денег. Действительно, дополнительной статьей расходов может стать устройство схемы выдачи электрической и тепловой мощности, подготовка причала и так далее. Кстати, когда-то предполагалось поставить ПАТЭС в Северодвинске, где есть береговая инфраструктура, а вот в Певеке и Вилючинске ее потребуется создавать с нуля. До сих пор эти деньги в расходы на ПАТЭС не включались.

В итоге стоимость первой ПАТЭС (только по приблизительным подсчетам) возрастает до 24,2 миллиарда рублей, а удельная цена станций даже после выхода в серию может в несколько раз превысить уровень традиционных для Крайнего Севера дизельных мощностей. Российским корабелам уже приходят в голову весьма, кстати, здравые мысли: а не закончить ли строительство нашей головной ПАТЭС (да и последующих) на продвинутых и не особо озабоченных внутренней конкуренцией корейских верфях? Ведь дешевле будет.

Читайте также: "Грязному атому" нет места под солнцем?

В "Росэнергоатоме" заявляют, что не могут договориться с ОСК о стоимости достройки первой ПАТЭС "Академик Ломоносов". Для "Росэнергоатома" точка окупаемости при достройке ПАТЭС находится в районе шести миллиардов рублей, а сумма, которую называет ОСК, кажется избыточной.

Готовность станции в "Росэнергоатоме" оценивают в 60 процентов. Что, согласитесь, не очень впечатляющая цифра после стольких лет постройки. Тем более, что денег на достройку ПАТЭС все равно пока не хватает.

По мнению известного и авторитетного российского корабела, директора ФГУП "ЦНИИ им. академика А. И. Крылова" академика РАН Валентина Пашина, в настоящее время сроки строительства боевых кораблей и гражданских судов на отечественных верфях, как правило, неконкурентоспособны, что, в свою очередь, ведет к удорожанию работ.

"Например, задержка графика строительства на пять лет увеличивает стоимость работ в полтора раза. Поэтому важно поднять на качественно новый уровень конструкторско-технологическую подготовку производства, взяв курс не на административный ресурс, а на рыночные механизмы", — приводит слова академика Центральный военно-морской портал. Как же подходят слова академика к строительству многострадальной ПАТЭСМ…

Кстати, плавучие реакторы гражданского назначения использовались уже давно. Так, в США использовались для обеспечения энергией Панамского канала (судно Sturgis, 1966-1976) и американской исследовательской базы в Антарктике (1962-1972). Неужто мы-то не осилим?

Читайте все самое интересное в рубрике "Общество".

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
Улюкаев попросил выслать немного денег
Улюкаев попросил выслать немного денег
Латвийские шпроты вновь появятся на российских прилавках
Третье дыхание Путина: идет эксперимент по передаче власти
США опять попробуют указать место России
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
США опять попробуют указать место России
КУРОПАТЫ: ФАЛЬШИВКА НАЦИОНАЛИСТОВ ТРЕЩИТ ПО ШВАМ
КУРОПАТЫ: ФАЛЬШИВКА НАЦИОНАЛИСТОВ ТРЕЩИТ ПО ШВАМ
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
График переселения по программе реновации опубликуют в начале следующего года
США опять попробуют указать место России
Социологи: ненавидящие Украину россияне предпочитают all inclusive

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры