«Адмирал Горшков» таки уходит "за три моря"

Этой новости несколько последних месяцев ожидали все российские оборонщики… Только что стало известно, что судьба мини-авианосца “Адмирал Горшков”, который стоит у одного из причалов Севмашпредприятия уже больше пяти лет, наконец-то решена. Причем решена со знаком “плюс”! Россия и Индия завершили согласование всех необходимых документов на поставку индийским ВМС этого российского тяжелого авианесущего крейсера.

Об этом сообщил в Нью-Дели информированный российский источник, близкий к переговорному процессу. По его словам, в ближайшее время сторонам предстоит подписать 16 контрактных документов. В соответствии с ними индийские специалисты и экипаж пройдут в России обучение по эксплуатации этого боевого корабля.

Как сообщает агентство Press Trust of India, после нескольких недель трудных переговоров Индия достигла окончательного соглашения с Россией о приобретении авианесущего крейсера “Адмирал Горшков”. В итоговом договоре учтены не только условия покупки крейсера, но также оговорены детали, касающиеся полного переоборудования “Адмирала Горшкова” и поставок запчастей.

В воскресенье 4 января стало известно, что сумма договора составляет более 2 миллиардов долларов США (в начале декабря сообщалось, что Индия готова заплатить России 652 миллионов долларов за крейсер). Известно, что в рамках договора Индия приобретает 28 истребителей МиГ-29К и 6 боевых вертолетов Ка-31, которые будут базироваться на “Адмирале Горшкове”.

Как сообщает MIGnews.com , соглашение будет подписано 20 января, во время визита в Индию министра обороны России Сергея Иванова. В ходе этого визита планируется также обсудить спорные вопросы, возникшие в связи с нарушением условий поставок Индии российских штурмовиков Су-30 и запчастей для истребителей МиГ-21.

Тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Горшков” был построен на Николаевском заводе (Украина) в 1982 году и именовался крейсером “Баку”. Свою боевую службу начал лишь 5 лет спустя, уже как “Адмирал Горшков”, после ряда существенных доработок и испытаний. С 1995 года ржавеет “на пенсии”.

У российского “авианосца” нет сквозной взлетно-посадочной полосы и носового трамплина, с которого могут взлетать истребители Су-33, нет бортового самолетоподьемника и аэрофинишера, предназначенного для резкого торможения садящейся машины. Его водоизмещение 37000/44500 тонн. “Горшков” предназначен для российских самолетов вертикального взлета (позже от этой идеи российские военные отказались) и посадки Як-36, Як-38 и Як-141 (всего 17 боевых машин), а также носил на себе 22 вертолета Ка-25, Ка-27 и Ка-29.

Главная проблема подобных громоздких кораблей — причаливание. Индия покупает “Горшкова” вместе с причальной стенкой. По словам адмирала Сингха, на его борту планируется разместить российские истребители “МиГ-29”.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, ВМФ Индии на сегодняшний день располагает лишь одним авианосцем “Вихран”, купленным у Великобритании в 1957 году (построен за 11 лет до покупки). Он морально и технически устарел.

Ремонт и переоборудование крейсера водоизмещением 44 тысячи тонн будут проведены на Севмашпредприятии. Корабль, согласно договоренностям, будет передан индийской стороне через четыре года с момента заключения сделки.

Андрей Михайлов