Автор Правда.Ру

Партнерство с Индией: выход из технологического тупика

Сергей Иванов и Пранабом Мукерджи Вчера в индийской столице состоялась межправительственная российско-индийская комиссия по военно-техническому сотрудничеству. Российскую делегацию возглавлял Министр обороны России Сергей Иванов. Другой, не менее важной миссией Иванова называют подготовку визита в Индию Президента России Владимира Путина.

Российско-индийских встреч на таком уровне не было давно. Интерес России в Индии однозначен. В Азиатско-тихоокеанском регионе Индия — самый надежный партнер России, не в пример более предсказуемый, чем Китай, не спешащий в объятия геополитического братства.

Успехи в военно-техническом сотрудничестве с Индией у всех на слуху. По последним данным, которые озвучил в Дели Иванов, с 1960 года объем военного сотрудничества с этой страной составил $33 миллиарда. В ближайшие 5-7 лет по линии ВТС обе страны собираются наторговать более $5 миллиардов. В настоящее время примерно 35% всего объема российского ВТС приходится на Индию.

Однако, кроме значительной доли по экспорту вооружений, в этом нет ничего из ряда вон — с такими же успехами мы продаем все лучшее, что у нас осталось в Китай, Вьетнам, Малайзию, не говоря уже о братьях наших меньших по бывшему Советскому Союзу. На некоторых направлениях продажи растут, Россия находит новые рынки сбыта. Обнадеживают последние достижения в переговорах со странами Латинской Америки. Но что мы продаем? Подавляющее большинство уходящей на экспорт продукции — разработки еще по советским заделам. За 15 лет либеральных реформ не сделано практически ничего нового!

Россия уже начала терять конкурентоспособность по военной технике. Не говоря уже о последствиях деградации военно-промышленного комплекса, в результате которого резко снизилось качество военной продукции (по некоторым данным, рекламации по отечественной технике возросли в десятки раз), Россия начинает уступать по уровню технологическому и концептуальному. Поставляемые на экспорт самолеты в большинстве случаев комплектуются импортной (французской и израильской) авионикой. Понятно, что с технику такой начинкой опасно принимать на вооружение российских ВВС. Ведь в случае обострения международной ситуации Россия может лишиться этих поставок.

Мало надеется на то, что российские высокие технологии станут действительно высокими. И один из выходов, который в качестве приоритетного рассматривает военно-политическое руководство страны — кооперация с государствами, с которыми нас связывают тесные отношения. Вселяют надежду слова Иванова, что в отношениях с Индией ограничиваться схемой "купи-продай" Россия не собирается, отдавая приоритет созданию совместных высокотехнологичных производств, в том числе производству высокотехнологичного оборудования для продажи на рынках третьих стран.

Индия имеет хороший задел в высокотехнологичном секторе, который является одним из быстрорастущих в индийской экономике. Тем более, что опыт проведения совместных ОКР уже имеется. В рамках российско-индийского проекта "БраМос" разработана многоцелевая сверхзвуковая ракета морского базирования нового поколения. Как утверждали разработчики, ракета имеет большой экспортный потенциал. Кстати, одной из тем нынешних российско-индийских встреч будет обсуждение вопроса по реализации этого потенциала.

Наиболее перспективным в двустороннем отношении является осуществление совместных программ в области авиации. Несмотря на бодрые рапорты российских генералов о готовности отечественного авиапрома в течении 5-7 лет создать истребитель пятого поколения, эксперты и представители профильных НИИ и предприятий сомневаются в достижимости этой задачи, называя более реальной датой 2012-2015 года. Для сравнения — американцы планируют начать массовое производство нового истребителя уже через четыре года.

Вместе с тем, представители ОАО "Компания "Сухой", а также ряд военных чиновников отмечали, что зарубежное (в частности, индийское) участие в проекте истребителя пятого поколения может ускорить процесс его создания и позволит начать его производство на рубеже первого десятилетия века.

К настоящему времени Россия предложила принять участие в создании самолета Индии и Франции. Как сообщил ранее журналистам в Нью-Дели российский министр обороны Сергей Иванов, скорее всего разработка и создание истребителей 5-го поколения будет вестись с Индией.

Перспективен и проект совместной разработки и производства многофункционального военно-транспортного самолета на базе Ил-214 при участии Hindustan Aeronautics Limited (HAL), конструкторского бюро Ильюшина и корпорации "Иркут". Важность этой кооперации заключается в том, что при текущей динамике к 2015 году из-за выбытия воздушных судов военно-транспортная авиация ВВС РФ сможет удовлетворить только 40% потребности вооруженных сил в воздушных перевозках. Совместная работа над современным "транспортником" может закрыть грядущий пробел.

На пути партнерства в области разработки вооружений есть немало проблем. В частности, до сих пор нет межправительственного соглашения об охране интеллектуальной собственности. По словам министра обороны, четыре года идут разговоры о необходимости подписания соглашения о взаимной защите интеллектуальной собственности, два года согласуется с индийской стороной текст документа, но результата нет. "Мы не можем себе так просто позволить передавать технологии, которые иногда стоят дороже, чем сама продукция", — заявил Сергей Иванов.

Вчерашняя встреча принесла свои плоды и в этом направлении, пусть даже на декларативном уровне. Министр обороны Индии Пранабом Мукерджи сообщил на пресс-конференции в Нью-Дели, что первоначальный вариант проекта российско-индийского соглашения об охране прав интеллектуальной собственности будет готов уже в январе 2005 года,

Судя по всему, руководство страны трезво оценивает значение отношений с Индией для будущего России. Если верить озвученной РИА "Новости" информации, что Россия готова навсегда отказаться от сотрудничества с Пакистаном в военной сфере, если Индия полностью учтет интересы РФ в сфере военно-технического сотрудничества, то речь может идти о стратегическом партнерстве. Возможно, оно будет той нитью Ариадны, которая выведет России из надвигающегося технологического тупика.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Аргентинскую подлодку погубила немецкая коррупция
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Опрос: молодежь нужно привлекать к участию в политической жизни
Побочный эффект: о чем забыл МОК, наказывая Россию
Россия запретит Западу присваивать Луну, Марс и астероиды
Сколько лет российскому Деду Морозу
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
Это неизбежно: СССР вернется при одном условии
Это неизбежно: СССР вернется при одном условии
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Пора показать зубы: "Мы свою Олимпиаду можем сделать"
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
Права Союза биатлонистов России урезаны до конца сезона
Нет сдачи: Россия не может нанести МОК ответный удар
Беднейшей страной признали Украину

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры