"Для торговцев оружием наступили хорошие времена"

Наступило время торговцев оружием

26 октября президент Владимир Путин провел очередное заседание комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Благодаря какому-то странному совпадению, в этот же день пришли сведения, что Соединенные Штаты Америки отказались пересмотреть меру наказания для Виктора Бута, который был арестован в Таиланде после провокации, устроенной американскими спецслужбами, обвинившими его в попытках и намерении продать оружие колумбийским повстанцам из революционной организации ФАРК.

Американцы этим поставили себя в очень непростое положение. Они создали прецедент, когда американские торговцы оружием (а это очень прибыльный бизнес, который дельцы из-за океана упускать не любят) теперь могут быть арестованы практически в любой третьей стране, потому что всегда найдутся государства, которые смогут доказать, что американцы поставляют оружие организациям, признанным судебными властями в той или другой стране террористическими.

Достаточно упомянуть, что в 2013 году американские фирмы закупили на предприятиях стран СНГ более 900 миллионов патронов для автомата Калашникова АК-47 и объявлено о намерении США закупить 600 тысяч новых 30-зарядных магазинов для АК-47. Нетрудно догадаться, что это будет поставляться не американцам, а очень различным организациям. И почти наверняка американцы, создав прецедент с Виктором Бутом, поставили себя в очень тяжелое положение.

Что касается военно-технического сотрудничества, вообще международной торговли оружием, то сейчас конъюнктура на этом рынке очень высокая. Отличные времена для торговцев смертью сейчас, когда США и их союзники по НАТО совершенно беззастенчиво, бессовестно, без малейших рефлексий применяют оружие против всех, кто осмеливается хотя бы что-то им возразить. И в этой ситуации, конечно, спрос на оружие, спрос на средства обороны от агрессии НАТО и США очень высок, и Россия этим пользуется. Тут ведь ничего личного, бизнес такой.

Президент подчеркивает, что "портфель заказов наших компаний уверенно превышает 50 миллиардов долларов, и при этом обязательства перед иностранными партнерами последовательно, в срок, с нужным качеством исполняются". Хотя одновременно Путин сетует о том, что в области торговли оружием расширяется "недобросовестная конкуренция" со стороны западных компаний и стран, и это тоже понятно.

Работа российских торговцев оборонной продукцией облегчается активностью российской дипломатии на Ближнем Востоке — с одной стороны, наиболее разрушенном НАТО регионе мира, а с другой, являющимся одним из крупнейших мировых покупателей оружия. Сейчас в рамках ближневосточной инициативы Владимира Путина Россия прилагает все усилия для мирного урегулирования различных конфликтов в регионе — не только в Сирии, как мы про это хорошо знаем. Менее известно, что Россия рассматривается как одно из наиболее приемлемых мест для ведения переговоров в решении йеменского кризиса и многих других.

Президент подчеркивает, что особенно хорошо развивается ситуация в области экспорта бронетанковой техники, военной авиации и средств ПВО. В 2015 году российские оружейные выставки посетили делегации из более чем 60 стран со всего мира. Только на последнем международном авиасалоне "Макс" было заключено контрактов на сумму свыше 350 миллиардов рублей.

На фоне действительно хороших времен для торговцев оружием, именно сейчас есть смысл поговорить про проблемы, которые существуют в области военно-технического сотрудничества и экспорта продукции двойного и специального назначения.

Нужно осознавать, что главной проблемой Рособоронэкспорта, главного, ведущего, не совсем монопольного, но практически монопольного экспортера оружия, видится то, что он очень плохо работает с маленькими контрактами.

Грубо говоря, почти все тендеры, которые касаются маленьких контрактов, скажем, на сумму до 20-30 миллионов долларов, Рособоронэкспорт за границей проигрывает. Это касается не только чисто военного экспорта, но и экспорта запчастей, комплектующих продукции двойного назначения. Например, СССР и Россия построили за рубежом большое количество ремонтных заводов, скажем, судоремонтных, которые могут использоваться для ремонта как рыболовных судов, так и военных кораблей. Им нужно постоянно поставлять запчасти и комлектующие в большой номенклатуре, но в небольших объемах.

И Рособоронэкспорт объективно очень плохо работает с такими контрактами. Это объективная проблема, потому что затраты и усилия на такой маленький контракт на 30 миллионов для Рособоронэкспорта такие же, как и для многомиллиардных контрактов, а кадровые и другие ресурсы Рособоронэкспорта хоть и велики, но ограничены. И до тех пор, пока президент и комиссия по военно-техническому сотрудничеству оценивают деятельность Рособоронэкспорта в абсолютных цифрах, по стоимости мы будем проигрывать маленькие тендеры.

Что особенно обидно, маленькие тендеры мы проигрываем часто государствам бывшего СССР или бывшим членам Варшавского договора, в том числе и Украине, это особенно болезненно. Например, некоторые ремонтные заводы в Сирии, которые занимаются обслуживанием техники, закупленной в СССР, позднее в России, в основном сейчас покупают комплектующие не в России, а на Украине, и работают там специалисты с Украины. Это, конечно, не так плохо, из соображений гуманизма, потому что люди смогли убежать от киевских путчистов. Но Сирия не совсем то место, куда правильно человеку убегать, даже из Одессы или из Киева. Хотя, говорят, работающие в Сирии украинцы не хотят возвращаться в Николаев из Тартуса. Такие вот времена.

Что ж, перспективы в оружейном бизнесе у нас приличные. Хорошие времена сейчас для торговцев оружием, хорошие возможности для расширения и захвата новых рынков. И теперь самое главное, как говорит президент, "нам нужно анализировать не только наш опыт, но и опыт других стран-экспортеров, работающих в сфере военно-технического сотрудничества, заимствовать у них лучшее с тем, чтобы в сложившейся обстановке не допустить снижения уровня и качества нашего сотрудничества со странами всех регионов мира".

И сейчас мы проверим, удастся ли органам, отвечающим за военно-техническое сотрудничество, включая межправительственные комиссии, обеспечить поручение президента.

Читайте также: "Мистрали" уплыли, и слава Богу

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить