Ющенко опровергнул миф о своем патриотизме. Подробности продажи "Криворожстали"

Не все стриги, что растет.
Козьма Прутков

В понедельник в Киеве состоялся аукцион по повторной продаже « Криворожстали », крупнейшего сталелитейного комбината Украины, производящего почти 7 млн тонн стали в год, что составляет около 20% общего выпуска стали в стране. Новый владелец, лидер мировой сталелитейной промышленности Mittal Steel, обязался заплатить за покупку 24,2 млрд гривен (4,8 млрд американских долларов по курсу на момент сделки). Сумма беспрецедентно высокая для Украины. Даже самые смелые прогнозы не превышали $3,5 млрд. Это невероятно, но окончательная сумма сделки оказалась близка к верхней оценке ($5 млрд), сделанной отставленной главой украинского правительства Юлией Тимошенко. Так как бывший премьер-министр зарекомендовала себя как особа весьма экзальтированная, всерьез ее прикидки не воспринимались. По свидетельствам очевидцев, представитель Mittal, начиная с 20 млрд гривен, перестал советоваться со своими коллегами, продолжая повышать цену. Одно из двух: либо он вошел в раж и несколько увлекся, либо у него было указание «не стоять за ценой».

Впрочем, по некоторым признакам можно предположить, что на такой благополучный для украинской власти исход не рассчитывали ни нынешний премьер-министр Ю.Ехануров, ни президент Виктор Ющенко , ни даже экс-премьер Юлия Тимошенко , настроенная жизнерадостнее всех. Надо признать, поводов для беспокойства было много, но об этом позже. Отметим пока, что из 12 претендентов к самому конкурсу осталось всего три самых стойких участника, а слабонервные почли за лучшее отойти в сторонку. Соперниками будущего победителя были российская LLCSmart-Group (владелец ИнГОКа), зарегистрированная в Днепропетровске, и «Индустриальная группа» (консорциум отечественного Индустриального союза Донбасса и европейского металлургического гиганта Arcelor).

Бочка меда?

Повторная продажа «Криворожстали», пожалуй, первое и пока единственное выполненное из множества обещаний, произнесенных в конце прошлого года на Майдане. На посулы революционеры не скупились, поэтому обещано было даже не с три, а с тридцать три короба. Однако по странному стечению обстоятельств период деятельности «команды честных профессионалов» совпал с решительным превращением прошлогоднего роста в экономический спад. В бюджете образовалась огромная дыра, а инвесторы, как внутренние, так и иностранные, не проявляли никакого энтузиазма. Необходимость ответа за содеянное обидным образом совпадала с приближающимися выборами в парламент. «Два разорванных крыла» уже начали готовиться в развязке и дружно принялись валить ответственность друг на друга.

Состоявшаяся сделка по выгодной продаже «Криворожстали» решает множество проблем украинской власти,  поэтому радостное возбуждение обоих «оранжевых крыльев» вполне объяснимо. Выполнено одно из знаковых обещаний Майдана и, одновременно с этим, удастся, по-видимому, заткнуть на время наиболее впечатляющие дыры в украинском бюджете. Это в свою очередь позволит создать видимость благополучия на период до выборов в Раду. Плюс, конечно, удалось показать язык бывшим владельцам предприятия Ринату Ахметову и Виктору Пинчуку. Как известно, у победы много отцов, а поражение – всегда сирота. Однако не Пиррова ли это победа? 
 
Ложки дегтя

Всего лишь неделей ранее, 18 октября Верховная Рада большинством голосов приняла постановление о сохранении комбината в госсобственности. Прозвучала критика и не обусловленная идеологическими позициями. Например, по мнению лидера партии «Вече» Инны Богословской, продажа «Криворожстали» нерезидентам может стать началом краха металлургической отрасли. «Такие предприятия, как Криворожсталь, не могут приватизироваться без ограничений, которые бы давали преференцию национальному инвестору. Предприятие дает 18% экспорта. Если оно переходит в руки представителей Евросоюза, то естественно мы получаем опасность, что те квоты, которые выделяются Евросоюзом на украинскую металлургию, будут перераспределены в пользу этого предприятия», - цитирует слова Богословской агентство From-UA.

Естественно, высказались и представители бывших владельцев, не признающих законность отъема у них предприятия. 20 октября в интервью РИА "Новый Регион" Сергей Власенко, адвокат, отстаивающий в судах интересы консорциума «Инвестиционно-Металлургический союз» (Ахметов-Пинчук), сообщил, что иски ИМС к украинскому государству рассматривается в Верховном и Европейском судах. Если на Верховный суд С.Власенко особо не рассчитывает, то на беспристрастность Европейского надеется. Адвокат отметил, что обычная процедура Европейского суда занимает около двух лет. Это означает, что через два года консорциум ИМС обратится к любому, кто будет на тот момент собственником «Криворожстали» и попросит вернуть этот объект. Кроме того,  процедуры, связанные с отбором этого объекта у консорциума ИМС и поспешная подготовка конкурса предыдущим Кабмином говорят о том, что юридические риски покупки такого объекта высоки. Существует еще одна вещь: в условия нового конкурса по «Криворожстали» заложена часть позиций, которые существовали в прошлом конкурсе и были признаны судом как незаконные. Именно на основании этих позиций пакет был отобран у ИМС, - утверждает Власенко.

Так кто же покупатель?

Теперь подробнее о новом владельце. В средствах массовой информации как только ни определяют Mittal Steel. Так как в конкурсе было записано  Mittal Steel Germany GMBH (Дуйсбург, Германия), некоторые СМИ решили, что речь идет о немецкой компании. Некоторые казахские источники называют Mittal Steel англо-голландским сталелитейным гигантом. Чаще всего считают, что компания – индийская. На самом деле Mittal Steel принадлежит индийскому стальному магнату Лакшми Митталю, живущему в Великобритании. Некоторые источники утверждают, что Лакшми Митталь не только проживает в Объединенном королевстве, но является и его гражданином. 

Вместе с тем, Би-би-си сообщает, что Лакшми с самого начала своей бизнес-карьеры  мыслил глобально. Еще в середине 70-х он уехал из Индии в Индонезию и построил там в 1976 году один из самых современных на тот момент сталелитейных комбинатов. С самого начала Миттал делал ставку на дешевое сырье, беззастенчиво увольнял работников тысячами, втягивал в свою орбиту политиков Запада и Востока, что часто приводило к громким скандалам в самых разных странах. В 1989 году он купил государственную сталелитейную компанию Тринидада и Тобаго, а затем начал покупать заводы по всему миру – в Мексике, Польше, Канаде, Германии, США, Ирландии, Чехии, Казахстане, а сам переехал в Лондон. Другими словами, Mittal Steel – даже не международная, а классическая транснациональная корпорация в полном смысле этого слова.

И кто после этого Ющенко?

Сторонники Ющенко обычно характеризуют его как безусловного национал-патриота. Так сложилось, что в России это, как правило, ругательство, на Украине же – весьма лестная характеристика, непременный атрибут национально-свидомого (укр. – национально-сознательного) государственного деятеля. Посмотрим, однако, так ли это. Является ли украинский президент национал-патриотом в позитивном смысле?

Ведя год назад борьбу с Януковичем как кандидатом от власти, Ющенко критиковал приватизацию Криворожстали Инвестиционно-Металлургическим союзом, делая акцент на том, что предприятие, которое создавалось несколькими поколениями украинцев, оказалось в частных руках да еще и за смехотворную сумму. Известно, что ИМС рассматривал вариант доплаты как возможный, но легитимизировать сделку таким образом Виктору Пинчуку и Ринату Ахметову не разрешили. Следовательно, вопрос заключался не только в продажной цене, но и в том, в чьи руки попадало предприятие.

Вместе с тем, британская пресса, например, обвиняла Миттала в том, что для покупки компании в Казахстане он использовал посредников с крайне сомнительной репутацией. Говоря о Криворожстали Би-би-си отмечает, что памятуя прошлый опыт Mittal Steel и то, что цены на сталь в мире начали снижаться, нельзя исключать крайне жесткой реструктуризации завода с массовыми сокращениями и даже выведение предприятия из бизнеса.

Вариант банальной ангажированности Ющенко влиятельными западными политическими и бизнес-кругами рассматривать в данном случае не будем, хотя такой сценарий явно просматривается в нашем Постскриптуме. Можно объяснить его действия и другим образом. Существует огромная разница между экономистом и финансистом. Ющенко – ни в коем случае не первый, а самый натуральный второй. Финансовый капитал может быть совершенно оторван от реального сектора и часто не имеет Родины. Происхождение его поэтому не имеет для финансиста значения – кто больше дал, тот и прав. По такому принципу проходили реформы в Польше, в результате – в стране практически исчез национальный производитель за исключением агросектора. Каждый пятый в Польше – безработный.

Таким образом, что касается Криворожстали, Ющенко, по факту, поспособствовал передаче крупнейшего прибыльного предприятия от отечественного собственника транснациональному. 

Параллели и перпендикуляры

Как известно, металлургия для Украины – то же самое, что нефть и газ для России. Уже в который раз за последнее время при большой схожести в происходящем в двух странах, на Украине  произошло знаковое событие, обратное по смыслу знаковому российскому. Несколько лет назад стал реальным переход российского нефтедобывающего сектора под контроль западных международных корпораций. Пытаясь не допустить необратимого российская власть предприняла отчаянную попытку сохранить контроль над стратегически важной отраслью, что вылилось в «Дело ЮКОСа» и вызвало крайнее неудовольствие на Западе.

На Украине все случилось с точностью наоборот. Разумеется, Инвестиционно-Металлургический союз, приватизируя Криворожсталь, действовал не из альтруистических соображений, а был намерен извлекать из предприятия прибыль. Тем не менее, Криворожсталь в результате прошлогоднего аукциона, отсекшего иностранцев, досталась украинским предпринимателям. Учитывая пристальный интерес общества к комбинату, Пинчук и Ахметов были бы вынуждены вкладывать средства в развитие предприятия и неукоснительно выполнять прочие инвестиционные обязательства, включая социальный сектор. Отнять Криворожсталь у ИМС оказалось не просто, но возможно. Интересно будет посмотреть, как это выйдет с Mittal Steel, если он будет замечен в грубом нарушении инвестиционных обязательств…

POST SCRIPTUM

Работая с непредубежденными руководителями приватизационным процессом, такими как ведущие аудиторские и главные западные консалтинговые фирмы, Украина может проводить открытую, прозрачную и непредубежденную приватизацию больших предприятий. Власти также следует прекратить субсидировать промышленные предприятия через поддерживаемые государством дешевые энергетические поставки – такое изменение в политике прекратит цикл энергетической задолженности России.
Ариэль Коэн,
Институт международных исследований при The Heritage Foundation,
19 марта 2001

Обсудить