Выживать становится труднее

На прошлой неделе рабочие Салаирского горно-обогатительного комбината требовали выдать им зарплату хотя бы за март
В минувшую пятницу в Салаире было шумно: с утра пораньше рабочие Салаирского горно-обогатительного комбината пришли к административному зданию предприятия. Людей мучил один вопрос: "Когда же, наконец-то, нам отдадут наши деньги?"

Ведь долг по заработной плате здесь составляет почти четыре месяца! Накануне митинга руководство обещало выплатить рабочим половину мартовской "получки", но планы опять поменялись.

Еще год назад...

Еще недавно все было не так катастрофично — во всяком случае, так казалось. Это потом, когда подводили итоги работы за 2002 год, выяснилось, что убытки предприятия перевалили за 30 миллионов рублей. Но в августе прошлого года, когда мне довелось побывать в Салаире, обстановка на ГОКе не была трагичной. Тогда главный инженер предприятия Юрий Грац с гордостью показывал журналистам, прибывшим сюда в составе туристско-краеведческой экспедиции, свои "владения". А гордиться и вправду было чем: в прошлом году шахта праздновала 220-летие! Это и традиции, и опыт, и победы — безусловно. Да и вообще, под землей все не так, как наверху. Это особый мир, к которому очень непросто привыкнуть. Привыкнуть не бояться, когда взрывают породу и в буквальном смысле дрожат стены и даже воздух, привыкнуть по много часов подряд не видеть солнца... Те, кто хоть раз оказался под землей, обязательно почувствуют уважение к профессии горняка. И в редакции "МК в Кузбассе" хранится кусок руды из той самой шахты. Шахты, которой больше нет.

Юрия Ивановича Граца я встретила на том самом митинге рабочих Салаирского ГОКа в минувшую пятницу: "12 февраля этого года был приказ прекратить подземное производство, добычу руды. Сейчас идет демонтаж оборудования, которое мы сдаем на базу", — рассказывает он. "Жалко, что так получилось?" - спрашиваю. "Жалко", — признается Юрий Иванович. — Конечно, мы знали, что подземное производство очень затратно: почти два рубля на рубль товарной продукции. И разговоры о том, что шахту собираются закрывать, велись давно. Но что все произойдет так быстро — этого мы предполагать не могли".

Сам Юрий Грац пришел на ГОК в 1972 году, сразу после окончания института. Считай, вся жизнь прошла здесь. И вот все закончилось. Как только завершится демонтаж оборудования, шахту затопят. Из 450 "подземщиков" больше половины уже не работают: кто-то перешел на другие предприятия ГОКа, кто-то уволился. Но даже тем, кто трудоустроился, приходится нелегко. Причина все та же: после работы на подземных горизонтах очень трудно привыкнуть к наземной жизни. Некоторые ездят на работу за... 900 километров, в Колгуты (Горный Алтай). Там добывают молибден и вольфрам. Поскольку место там необжитое (до более-менее крупного населенного пункта километров семьдесят будет), салаирские горняки работают вахтовым методом. Отбыл месяц "вахты" - месяц дома. Говорят, там можно заработать до 20 тысяч рублей...

А можно ли было спасти подземное производство? При теперешних раскладах, в условиях финансового дефицита, специалисты отвечают: "Нет". Например, Павел Даньшин, и.о. исполнительного директора ОАО "Салаирский ГОК" рассказал, что шахта приносила предприятию 5 миллионов убытков, потому от подземного производства было решено отказаться вовсе.

Существуют и другие мнения: если бы нашлись желающие вложить деньги и увеличить объемы добычи, шахта могла бы стать вполне рентабельной. Но такой вариант "спасения" оказался чересчур дорогостоящим. И "подземные горизонты" скоро окажутся под водой.

Расхлебывая долги

Конечно, вытаскивать погрязшее в долгах предприятие — нелегкое дело. Исполняющий обязанности исполнительного директора Павел Даньшин пришел сюда в марте: "Предприятие обрастало долгами, которые росли как снежный ком. Например, на 800 тысяч рублей до марта накопилось долгов только за продукты питания, которые ГОК брал у населения. А сейчас все ушло в конкурс... Сейчас за май и июнь мы сработали "в ноль", не взяли ни копейки у инвесторов — Салаирской химической компании. Мы сумели доказать, что сможем прожить сами, нужно вкладывать деньги только в производство. Это положительный момент. Но дело в том, что заработанныеденьги не сразу возвращаются. Отсюда — проблемы в выплате задолженности по зарплате". Павлу Александровичу нельзя отказать в логике: влезать в долги, зная, что отдать не сможешь, — последнее дело. Опять же, расхлебывать заваренную до тебя невкусную долговую кашу очень непросто. Но а людям-то как жить?

Спасают... пенсионеры!

Салаирский ГОК — градообразующее предприятие Салаира. И кроме комбината работать здесь практически негде. Потому невыплата зарплаты стала для людей настоящим бедствием: многие работают на комбинате семьями. Да и деньги здесь зарабатываются, мягко говоря, невеликие. "В Гурьевске, вон, техничка 1500 рублей получает, а у нас мужики в дробилке — столько же. На что жить?" - возмущались люди. А если за март еще не заплачено, тогда как?" "Очень трудно нам выживать стало, — рассказывает женщина лет тридцати. — У меня дети, муж умер. Полторы тысячи его пенсия — на то и живем. Уже и в долг никто не дает, потому что когда деньги отдам — неизвестно. Сколько же обещать можно! Тут одна женщина говорила, что ей уже приходится из комбикорма лепешки делать, чтоб семью накормить. Не знаю, правда это или нет, но если правда — не удивлюсь. В самом деле, очень-очень тяжело". "Сил уже нет больше, — говорит другая. — Уехать бы, да куда? Кто нас ждет? Да и чтоб уехать, на это тоже деньги нужны..." Сейчас многих спасают только пенсионеры, которые отстегивают от скудной пенсии копейки, чтоб накормить внуков и детей, да собственное подсобное хозяйство выручает. Есть и еще один неприятный момент: растут долги за коммунальные услуги. Ведь никого не волнует, что зарплата на ГОКе не выплачивается — пеню-то коммунальщики насчитывают исправно! Правда, Павел Даньшин пообещал разобраться в этом вопросе, но пока ничего не изменилось. Кроме того, реструктуризация предприятия повлекла за собой сокращения. Как уже говорилось, многие были уволены в результате закрытия подземного производства. Сейчас на ГОКе трудится 1380 человек, но, по словам Павла Даньшина, в планах довести численность работников до 1200 человек. Может быть, это позволит в какой-то степени минимизировать затраты, но все-таки более 100 человек лишатся рабочего места. Одна из женщин на митинге в сердцах крикнула: "Уже сколько народу уволено, а почему управленцев никто не увольняет? А ведь у них зарплаты не такие, как у нас..."

Кстати, работникам обогатительного комбината уже выдали уведомления о возможном увольнении: "Вопрос вашего дальнейшего трудоустройства будет по возможности решен администрацией ОАО "Салаирский ГОК" путем перевода в другую организацию с вашего согласия", — значится в документе.

Долги обещают погасить. Частично...

Много говорилось на митинге и о бывшем арбитражном управляющем ОАО "Салаирский ГОК" Николае Литвиненко. Люди считали, что именно он способствовал развалу и банкротству предприятия. Подливала масла в огонь и статья, опубликованная в одной из беловских газет, где рассказывалось, что Литвиненко недавно получил правительственную награду... Павел Даньшин сообщил, что он не уполномочен давать комментарии по этому поводу: сейчас конкурсный управляющий комбината Игорь Фомин занимается изучением документов о деятельности ГОКа в бытность Литвиненко.

Страсти еще не утихли, когда представители профсоюзов предложили проголосовать за проект резолюции, составленной по итогом "совещания" руководства ГОКа, рабочих и профсоюзов. Но в итоге люди все-таки приняли документ, согласно которому администрация ГОКа обязуется до 4 июля выплатить людям зарплату за март — при благоприятном стечении обстоятельств первые выплаты последуют уже сегодня. До конца текущего месяца руководство обещает расплатиться с рабочими за апрель и частично за май. Правда, в каком объеме отдадут майскую зарплату, не уточняется. Это будет зависеть от договоренности с инвесторами... Если же обещания не будут выполнены, рабочая группа соберется для того, чтобы решить, как поступать дальше. Не исключено, что люди просто не выйдут на работу.

Наталья Гузева
МК в Кузбассе

О отм же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/10594_miners.html

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру