Люди ценят, когда их не обманывают

Руководство "Норильского никеля" давно и прочно перехватило инициативу у профсоюзов. И это только к лучшему
Может быть, именно неравномерность "весовых категорий" участников трудового процесса определяет сегодня реалии труда в России. Работодателям зачастую нужно меньше времени, чтобы перегруппироваться, наметить свои стратегические цели и методы и предложить готовую концепцию политической власти. Профсоюзы же, так или иначе, по-прежнему зацикленные на модель малоэффективных мастодонтов советского образца вроде ФНПР (сегодня лучшие свои силы отдавшей политике, а лучшие головы — Госдуме и формирующейся "Единой России"), по сути дела так и остались в зачаточном состоянии. И уж конечно, свои основные функции (юридически грамотно защитить права рабочих в рамках существующего в РФ трудового законодательства) выполнить не в состоянии. Время, конечно, расставит все по своим местам. Однако кто сказал, что тот факт, что работодатели оказались намного умнее и дальновиднее профлидеров, и постоянно опережают их на несколько шагов — это плохо? Пример ГМК "Норильский никель", похоже, свидетельствует как раз об обратном.

Дело в том, что администрация предприятия постоянно не просто готова идти и идет навстречу требованиям работников, но и сама помогает им эти требования грамотно сформулировать. Так чтобы они были выполнимы, и рабочие действительно на себе почувствовали, что жить стало лучше и, значит, работать стало лучше. Ведущие управленцы ГМК и не думают скрывать, что давным-давно перехватили у профсоюзов инициативу. Более того, это — предмет особой гордости топ-менеджеров.

На самом деле, у профсоюзов пропали все обоснованные поводы реально оказывать силовое давление на администрацию ГМК с того самого дня, когда начали воплощаться в жизнь первые социальные программы "Норильского никеля". Когда люди на деле убедились, что программы "Шесть пенсий", "Пожизненные профессиональные пенсии", "Компенсационные выплаты за сдаваемое жилье при выезде из районов Крайнего Севера" действительно открывают перед пенсионерами реальную возможность поменять суровый климат Норильска на более теплые районы России. Когда, благодаря программам "Стажер" и "Рабочая смена", коллектив заводов ГМК стал пополняться квалифицированной молодежью. Когда работницы ГМК перестали трястись над проблемами эффективной контрацепции, потому что программа "Материнское право" обеспечивала работницам с детьми регулярные социальные выплаты до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу, а мать, соответственно, вновь сможет вернуться к работе.

О такого рода социальных программах на российских заводах можно пока только мечтать. Да что заводы -в самой процветающей российской фирме вряд ли можно встретить подобные социальные гарантии даже самым ценным работникам. Это не значит, что на предприятиях "Норникеля" не существует вообще никаких проблем. Проблемы есть везде. А денег, как известно, всегда не хватает.

Прошедшая в Норильске конференция трудового коллектива со всей очевидностью продемонстрировала, насколько реалистичными и эффективными оказались концепции и методы управленческого звена ГМК. Ведь не случайно коллектив почти единогласно поддержал именно руководителей предприятия и не пошел за оголтелой частью профсоюзов, звавшей на баррикады. Конференция также показала, что в профсоюзах трезвомыслящие люди все же есть. Они вовремя поняли, что во имя сохранения самих профсоюзов социальную инициативу администрации нужно если не перехватить (что уже представляется маловероятным), то хотя бы поддержать адекватными предложениями. но даже предвосхищает их.

К примеру, председатель объединения профсоюзных организаций "Норникеля" Валерий Глазков предложил расширить комиссию по коллективному договору за счет простых рабочих. Предложение не только было принято администрацией, но и подбор этих дополнительных членов комиссии администрация предложила осуществить самому Глазкову. Профлидер, конечно может включить в состав комиссии своих самых "непримиримых" сторонников, но суть предложений администрации от этого не станет хуже, резонно рассуждают менеджеры. Или на той же конференции, Валерий Глазков предложил дополнить Программу производственного развития компании до 2015 года Концепцией социально-экономического развития до того же 2015 года. Предложение сочтено представителями руководства весьма своевременным, здравым и конструктивным.

Так ли уж важно работникам ГМК, по чьей инициативе будут улучшаться условия их труда? Они уже начали понимать, что администрация заботится о людях больше, и может предложить им куда более реалистичные улучшения и условий труда, и жизни чем политически амбициозные профбоссы. Наверное, это заложено в природе человека — отзываться на добро, тянуться к лучшему, ценить и быть благодарным за заботу и уважение. И очень ценят люди, когда их не обманывают.

Г-н Мельников призвал всех на баррикады, мол, навалимся, братва, сломим сопротивление, поголодаем немного, но зато потом — будем, как сыр в масле кататься. Акция протеста, как известно, окончилась "пшиком". Однако стоило администрации честно разъяснить положение вещей, обрисовать возможность или невозможность тех или иных изменений, предоставить людям честные расчеты, как сама же конференция трудового коллектива в итоге решила сесть за стол переговоров и кропотливо, пункт за пунктом проработать коллективный договор, который отвечал бы запросам и вызовам не только сегодняшнего дня.

Рабочие — не дети, которых можно увлечь конфеткой и заманить в дремучий лес в поисках сокровищ разбойников Али-Бабы. Они понимают, кто сильнее, кто умнее, и кто готов сделать для них что-то хорошее и реально ощутимое. Они понимают, что лозунги и призывы — это одно, а индексация и дополнительный оплачиваемый отпуск — совсем другое. Работодатель идет навстречу, и они тоже делают шаг, другой, третий. И то, что это понимание, и это движение началось — лишнее свидетельство того, что администрация ГМК сегодня на деле способна сделать для рабочих больше, чем профбосс, размечтавшийся о мэрском кресле.

Ахтям Ахтыров.
"ПРАВДА.Ру"