АвтоВАЗ: успешность зависит от льгот

Власти решили досрочно свернуть программу льготного автокредитования, объявив, что цель достигнута. Однако лишь недавно сообщалось, что показатели продаж новых российских автомобилей не очень хорошие. Означает ли сворачивание программы то, что эти данные ложны и россияне прониклись к отечественным авто? Или же дело снова в дефиците бюджета?

Программа льготного автокредитования действовала в России с июля 2013 года и должна была действовать как минимум до 1 апреля 2014 года. Хотя предполагалось, что если бы эта форма стимулирования покупки российских автомобилей, от популярности которых давно уже не осталось и следа, не подействует, то льготное кредитование будет продлено до конца 2014 года. И сворачивание ее сейчас, перед 1 января 2014 года, выглядит поистине странно. Неужели цель действительно достигнута, как заявляют в Минпромторге России? Попробуем разобраться.

Согласно обнародованным в ноябре данным, в течение всего года продажи новых автомобилей, включая продукты иностранных концернов, шли весьма слабо. "АвтоВАЗ" к тому моменту сумел реализовать 380 852 машины. За этот год обрели новых владельцев уже 417,3 тысячи автомобилей тольяттинского концерна. Инвестиций в производство концерна было вложено более 11 миллиардов рублей, и в январе представители завода объявляли, что намереваются выпустить до следующего года 800 тысяч автомобилей и машинокомплектов. Видимо, половину обозначенного объема все же удалось сбыть, а значит не так уж и худо идут дела известного российского завода.

Как сообщил губернатор Самарской области, в ближайшие годы в "АвтоВАЗ" планируется вложить 180 миллиардов рублей инвестиций, за счет которых будет выпущено 30 новых моделей. Зачем российскому заводу с весьма неважной репутацией разрабатывать и выпускать десятки новых автомобилей — вопрос интересный. Можно предположить, что гораздо разумнее было бы направить эти огромные инвестиции в совершенствование производственных мощностей и улучшение уже существующего модельного ряда, ведь сколько не траться на новый дизайн, если машина гниет через год после выпуска, она очевидно будет страдать от недостатка спроса.

Впрочем далеко не все граждане столь скептически смотрят на планы тольяттинского автоконцерна. "Они вообще взялись за дело бодро. Возможно, скоро перестанут быть поводом для шуток", — оценивает модернизацию концерна пользователь Интернета sagan_vo.

"Это правда, что контрольный пакет акций АвтоВАЗа в руках у французов (Renault-Nissan), я лично ничего плохого в этом не вижу, так как очевидно, что качество автомобилей АвтоВАЗа заметно выросло за последние годы", — замечает, в свою очередь, пользователь Gosha Demchenko.

Так может, действительно, поклонников у АвтоВАЗа прибавилось, и не зря в него вливается столько крупных бюджетных и региональных средств? На самом деле, не все так однозначно. То, что тольяттинский завод "подружился" с французами, разумеется, пошло ему на пользу, продукт стал более конкурентоспособный, появились новые модели, а старые, такие как Lada Samara, сняты с производства. Разумеется, россияне заметили, что движение к улучшению есть, но пока еще на начальной стадии, и впереди еще огромный путь, только пройдя который модели АвтоВАЗа смогут конкурировать с иностранными авто.

А на данный момент продажи главного российского автозавода сокращаются. По сравнению с тем же периодом 2012 года этот показатель упал на 12,8 процентов, хотя АвтоВАЗ по-прежнему продолжает работать на экспорт и с начала года за рубеж было отправлено в общей сложности 70 609 автомобилей. В пресс-службе компании утверждают, что нарастить экспорт им мешают трудности с логистикой и поставщиками. К тому же некоторые модели до сих пор выпускаются не в оптимальном объеме.

Так что, несмотря на заверение Минпромторга о достигнутых целях, остается ощущение недоговоренности. А может все-таки бюджетный дефицит продиктовал требование свернуть льготное автокредитование, ведь финансирование этой программы было заложено в федеральный бюджет в размере 7,8 миллиарда долларов за период с 2013 по 2016 год? Доход

в виде НДС и акцизов, поступающий в рамках этой программы в бюджет, несоизмерим по размеру с расходом — в 2013 году он составит всего около 21 миллиона рублей. Как полагают эксперты, единственная цель, которой добились власти благодаря программе льготного автокредитования, — это удерживание рынка от более сильного падения.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика" 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить